Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

В триковом сюртуке

Врач, художник и литературовед Сергей Сергеевич Голоушев (1855 — 1920)

Михаил ВОСТРЫШЕВ

Он окончил медицинский факультет Московского университета, занимался медицинской практикой при Хамовнической полицейской части, но ушел оттуда после того, как ему настоятельно порекомендовали присутствовать при казни политических заключенных. Голоушев, увлеченный театром и живописью, стал все меньше заниматься врачебным делом. После окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества он с 1891 года – неизменный участник московских выставок художников. Третьяковская галерея приобрела его картину «Зима» 1893 года, в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина хранится его цветная литография «Вид на храм Христа Спасителя из Замоскворечья», в Государственном Русском музее другая литография – «Москва». Особенно ему удавались рисунки лошадей, которых он умело вводил в свои пейзажи.

С 1902 года Голоушев преподавал пластическую анатомию в Строгановском училище. Но его лекции, вернее - беседы с учениками, не ограничивались этой темой.

«Часто он приходил к нам в декоративный класс, – вспоминал художник В. П. Комарденков. – Много рассказывал с присущим ему темпераментом о древнегреческом театре, театре Шекспира и театре Мольера. Его беседы были очень увлекательны. Он показывал нам работы Сапунова и Гонзаго, знакомил с крепостным театром Шереметева и Юсупова. Нас удивляло, что он – врач, преподает анатомию, а по существу только от него мы услышали наконец об истории театра».

При Строгановском училище в 1907 году Голоушев организовал литографическую мастерскую, которую сам и возглавил.

«Мастерская в то время размещалась в центральном здании Строгановки на Рождественке, – вспоминал художник И. Н. Павлов. – Занимала она одну комнату с большими окнами, и был в ней всего-навсего один большой стол. Но все искупал энтузиазм Голоушева. Его главная задача была – возродить станковую гравюру и автолитографию… Было трогательно наблюдать, как этот врач, человек занятой, с утра прибегал в училище, шел в свою любимую мастерскую, надевал рабочую одежду – черный халат – и закрывал свою седую шевелюру маленьким черным колпачком. Он являл собой вид средневекового алхимика».

Врач, художник, гравер, литограф, театральный критик, писатель, страстный любитель музыки… Всех увлечений этого незаурядного человека и не перечислишь. Его друзья – художники Валентин Серов, Леонид Пастернак, Аполлинарий Васнецов, писатели Леонид Андреев, Николай Телешов, многие знаменитые и незнаменитые артисты.

Он любил шутить и вообще любил поговорить, в чем сам признавался. Жил всегда скромно, бедных лечил бесплатно. Как театральной критик пописывал статьи под псевдонимом Сергей Глаголь. Особенно он боготворил Художественный театр, который посещал с момента его возникновения вплоть до своей кончины. Голоушев собрал массу материалов для биографии художника Левитана, издав в 1913 году монографию «И. И. Левитан, его жизнь и творчество». Написал также брошюры о творчестве М. В. Нестерова и С. Т. Коненкова. Большой известностью пользовались его «Очерки по истории искусства в России». А наиболее капитальным трудом стал текст к большому иллюстрированному изданию 1909 года «Художественная галерея Третьяковых».

«Высокого роста, худой, с широкими, несколько приподнятыми плечами, с русой бородкой, начинающей седеть, с высоким лбом и длинными, закинутыми назад русыми волосами, тоже не без серебряных нитей, почти всегда в длинном триковом сюртуке, который он носил обычно нараспашку, – набрасывал портрет Голоушева писатель Н. Д. Телешов. – Что-то красивое и что-то некрасивое было одновременно в его лице; в небольших серых и чуть раскосых глазах, особенно когда он смеялся, вспыхивало хитрое выражение, чего, однако, на самом деле не было совершенно ни в его натуре, ни в характере, ни в его отношениях к людям. Это был очень доброжелательный, очень милый, ко всему способный и талантливый человек, всем увлекающийся и многому легко поддающийся».

Голоушев прожил шестьдесят пять лет и всегда казался своим многочисленным друзьям и ученикам юношей. Его называли «живым человеком». Слушая его, даже маститые старцы заражались энергией молодости.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта