Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Неофициальный режиссер

Театральный критик Александр Николаевич Баженов (1835 — 1867)

Михаил ВОСТРЫШЕВ

Теория сценического искусства до начала ХХ века была в России не в чести. Актер играл, как на душу положит. Первым «неофициальным режиссером», подмечавшим просчеты актеров на сцене, стал преподаватель русской литературы и теории словесности 2-го Московского кадетского корпуса А. Н. Баженов. Он обладал несомненным литературным дарованием, например, великолепно перевел с подлинника все произведения древнегреческого поэта Анакреона. В студенческие годы написал четыре водевиля и две одноактные комедии. Все эти пьесы были с успехом сыграны на московских, петербургских и провинциальных подмостках. Однако Баженов не придавал значения своим драматургическим опытам и в дальнейшем к ним не возвращался.

Смысл его жизни был в другом - в театре. Еще в детские годы он, забавляясь картинками волшебного фонаря, сочинял к ним рифмованные объяснения, а в дни семейных праздников устраивал для родных любительские спектакли.

В 1859 году появились его первые статьи о театре. Он написал как бы летопись московского Малого театра с октября 1859 по октябрь 1867 года. «Вне театра вообще не существовало для него мира, - писал театральный критик А. Р. Кугель. - Тут была его радость, его слава, его тоска и страдание».

Худощавый, с наивно-карими глазами и большим открытым лбом, с болезненным и нервным лицом он до последних дней своей недолгой жизни оставался пылким, влюбленным в театр бескомпромиссным критиком сценического искусства. По словам его друга В. Родиславского, чьи переводы пьес иноземных авторов Баженов иногда поругивал, «можно быть критику более даровитее, но нельзя быть честнее».

С 1 января 1864 года до дня своей смерти Баженов издавал собственный журнал «Антракт», в котором объявил войну халтурным спектаклям. В своих театральных рецензиях, печатавшихся в «Антракте», он вникал во все - качество переводов поставленных пьес, в покрой костюмов, которые шил для актеров Симонс, в декорации. Но более всего уделял внимание в своих отнюдь не лицеприятных статьях игре актеров. «Актер, прежде всего, - писал он, - толкователь человека перед человеком. Пусть же помнит и сознает он всю великость своего призвания».

Полемист по натуре, Баженов время от времени на страницах «Антракта» отчитывал даже своего большого друга, великого комика Живокини. Артисты прощали ему сердитые укоры за беспримерную любовь к театру, драматурги, которым тоже доставалось от «неофициального режиссера», - гораздо реже. В своих записках актер

А. П. Ленский вспоминал «баженовские прочувствованные и полные любви к искусству и его жрецам статьи».

Он не был облечен силой власти ни театрального администратора, ни режиссера, ни автора пьесы. За ним была только «сила мнения», внутренняя свобода суждений. Сила любви к сценическому искусству была в нем так велика, что он и умер в тридцать два года в театре, подписав в день смерти последний номер своего «Антракта».

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта