Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

«Я/Иуда», или Христос неформалов

Полина НУРЛИГАРЕЕВА

Книга молодого режиссера и киносценариста Игоря Волошина, выпущенная издательством «Беркман», рассчитана на любителя. На очень большого любителя. Лауреат молодежной премии «Триумф», снявший пока всего четыре фильма: «Сука», «Охота на зайцев», «Губы» и «Беляев» - два очередных сценария представил в свет в печатном варианте. О чем они? А давайте посмотрим.

Действие сценария «Я» разворачивается в психиатрической больнице. Или кажется, что оно там разворачивается? Настоящее сменяется прошлым, а то в свою очередь будущим, с такой скоростью, что с первого прочтения уяснить суть происходящего поистине невозможно. Оговоримся сразу: неясность здесь с лихвой оправдывается характером текста. Автор словно пытается передать искаженное восприятие героя, для которого реальность мешается с бредом, фантазиями и галлюцинациями. А чего еще ждать, если Алексей (он же Малой, он же Стрингер) - бывший наркоман? Герой с тринадцати лет свой в соответствующей тусовке, естественно, он пьет, курит и колется. Да и общается с людьми странными, колоритными - самый колоритный из них, конечно, Румын - но о нем позже.

А пока, перевернув страницу, читатель натыкается на недалекое будущее самого Алексея. Это какая же ирония! Парень, когда-то закосивший от армии как псих, теперь сам едет в горячую точку, - в качестве военного корреспондента. Возмездие? Но судьба остальных «челов» из его порочной компании сложилась еще хуже: «кто-то умер, кто-то попал в дурдом навсегда, кого-то закрыли в тюрьму, кого-то убили».

Что касается возмездия, оно действительно есть: смерть Эдика - это месть за смерть Линды - магаданской красавицы наркоманки, которую он, алчный мент, так и не смог отбить у короля неформалов - ну да, у того самого Румына. Да, Румын в итоге тоже погибает. На кресте. Или это лишь фантазия главного героя, обрывающего приставания медсестры простой фразой: «Людей надо любить, а не трахать»?

Другой сценарий Волошина, «Иуда», правильнее всего охарактеризовать как антиутопию. Земля, 3007 год, четвертая религиозная война. На планете нечего есть, жалкие остатки христиан воюют с жалкими остатками язычников. Где-то завывает радиопередатчик муллы, призывающего к богослужению жалкие остатки мусульман.

Нет, автор не считает все это нелепым и смехотворным - на чьей он стороне, становится ясно с первых же глав. Вот язычники пытают святую Анну, а она регенерирует прямо у них на глазах. Вот святая Евпраксия славит Бога отрезанным языком. Надо сказать, мучители выглядят скорее гротескно, чем правдоподобно: это не столько конкретная секта, сколько собирательный образ всего, что угнетало христианство на протяжении истории. Тут и статуи в стиле античности, и изображение доллара на левой груди, - это при том, что настоящие доллары (как и остальные виды денег, впрочем) вот уже несколько столетий не имеют никакой ценности.

Однозначность соотношения добра и зла нарушает только одна - центральная фигура повествования - человек по имени Иуда. Отец Иуды, будучи религиозным фанатиком, специально дал сыну такое имя - чтобы ребенок мог пострадать за грехи их (а, может, и не только их) рода. Мальчик действительно страдал: сверстники не гнушались поиздеваться над ним, - а потом стал наемным убийцей.

Впрочем, провалился ли от этого замысел его отца, сказать трудно: что тот считает грехами, если дарит своей маленькой дочери пистолет на день рождения? Христиане 3007 года совсем не те, что тысячу лет назад: они не стесняются ни материться, ни стрелять. Да и Библию читали лишь единицы из них, ибо достать ее просто негде. «Так что наши друзья - еретики», - говорит Иуда, принимая заказ на последних христиан. В финале, вырезка из которого показана в самом начале сценария, он расстреляет в упор большую часть положительных персонажей - тех, с кем мы имели дело на протяжении всего повествования. Добро, зло... Так кто же все-таки прав? Что произошло и, главное, зачем?

Вывод? Сценарии Игоря Волошина мрачны и запутанны. Возможно, что-нибудь прояснят фильмы, снятые по ним, но, к сожалению, этих фильмов пока нет. Так что вышеописанные тексты каждый может понимать по-своему. Думаю, в этом и заключается их основное достоинство.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта