Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

В Москве не может быть «кладбищ дворцов»

Юрий ОРЛОВ

Даже в самых смелых прогнозах никто не мог представить ту популярность, которую обрело у москвичей представшее перед ними во всем своем великолепии «Царицыно».

При этом, вопреки мнению скептиков, оно не имеет ничего общего с «популярностью «Диснейленда», манящего обилием необременительных для души и разума развлечений. Возрожденное «Царицыно» вызвало довольно уникальное для современной городской действительности явление, когда огромное число людей спешит в то или иное место не за примитивными развлечениями, а с желанием полюбоваться красотой творений мастеров прошлого и современности, прикоснувшись к истории своей страны. Что бы ни говорили сегодня скептически настроенные эксперты и доморощенные искусствоведы, но воссозданное «Царицыно», похоже, действительно стало тем самым долгожданным культурным мостом, соединяющим нас с нашей историей.

Больше мостов, культурных и разных

Эффект, произведенный воссозданием «Царицына», воодушевил не только простых москвичей, но и представителей московских властей. Сегодня продолжением дела, начатого спасением и воссозданием «Царицына», становятся планы городских властей начать масштабную реставрацию еще трех знаменитейших исторических мест Москвы. Некоторое время назад столичные власти утвердили концепцию целевой программы сохранения объектов культурного наследия и развития территории усадеб «Коломенское», «Люблино» и «Лефортово». Согласно утвержденному документу, в ближайшие три года будет завершено воссоздание дворцово-паркового ансамбля «Лефортово», водной системы этого усадебного ансамбля, а также исторического парка в усадьбе «Люблино». Другим приоритетным направлением программы является воссоздание «восьмого чуда света» - дворца царя Алексея Михайловича (Тишайшего) и развитие исторической заповедной территории Дьякова в усадьбе «Коломенское».

«Кладбище» или жемчужина?

Запустение прекрасного дворцово-паркового ансамбля «Лефортово» началось не в «смутные 90-е» и даже не в советский период с его специфическим отношением к любым сооружениям, именуемым дворцами, а еще в конце XIX - начале XX веков, когда это прекраснейшее место было удостоено жуткого названия «кладбище дворцов».

К сожалению, история любит играть злые шутки, причем довольно часто - с наиболее любимыми ею же персонажами – великими людьми, цивилизациями и просто знаменитыми местами.

Одним из таких мест является «Лефортово». Его история начинается в XVII веке в Немецкой слободе, названной так по причине проживания там иностранцев (в те времена - немцев) и напоминавшей по виду и образу жизни своих обитателей, небольшой западноевропейский город. Здесь довольно часто проводил время юный российский император Петр, что во многом способствовало формированию его реформаторских взглядов. Именно в этом московском «кусочке Англии, Голландии или Германии» жил самый известный друг и сподвижник российского императора Франц Лефорт, именем которого впоследствии и было названо это место. Именно здесь в конце XVII века архитектором Дмитрием Аксамитовым для него был выстроен великолепный дворец, которым, впрочем, в большей степени пользовался сам Петр. После смерти Лефорта хозяином дворца стал другой ближайший соратник царя-реформатора – Александр Меншиков. По его приказу архитектор Джованни Марио Фонтана перестроил дворец, превратив его в каре.

Долгое время «Лефортово» оставалось главной царской резиденцией Москвы вне Кремля. Здесь была устроена усадьба руководителя петровской дипломатии - адмирала графа Федора Головина, и нынешний Лефортовский парк назывался тогда Головинским садом. Дворец Петра - бывший дом Головина - был расположен на среднем пруду паркового каскада и не сохранился. Вместо него при императрице Анне Иоанновне здесь был сооружен комплекс из двух деревянных дворцов – летнего и зимнего. Архитектором обоих дворцов является великий Растрелли. Царица Елизавета пользовалась только зимним дворцом, в результате пустовавший летний дворец быстро пришел в запустение и скоро развалился. В 1771 году сгорел и зимний дворец, после чего на его месте Екатериной II был заложен новый дворец, каменный. Он строился лучшими мастерами того времени - Карлом Бланком, Антонио Ринальди, Родионом Казаковым, Франческо Кампорези. Грандиозную колоннаду, состоящую из 16 стволов серого мрамора, спроектировал Джакомо Кваренги. Однако Екатерина так и не вселилась во дворец, а взошедший на престол Павел передал дворец военным.

В Лефортовский дворец в 1804 году решением государя Александра I из Кремля был переведен архив Военной конторы. После войны 1812 года дворец пришел в полное запустение. Вспомнили о нем лишь в середине XIX века. Тогда над зданием был надстроен третий этаж, после чего в нем снова разместился архив.

Новая жизнь

Возвращение «Лефортову» былой славы жемчужины русской архитектуры началось лишь в 2004 году, после утверждения правительством Москвы городской программы «Венок русских усадеб», основой которой является идея сохранения памятников городской архитектуры XVII - XIX веков - царских, дворянских, купеческих усадеб. В рамках этого проекта была осуществлена реставрация Лефортовского дворца и парка, заложенного Петром I.

Однако этим реставрационные работы в «Лефортове» не ограничились. В декабре прошлого года мэром Москвы Юрием Лужковым был создан штаб, в задачу которого входит координация работ по восстановлению всего дворцово-паркового ансамбля «Лефортово». Как отмечается в распоряжении мэра, данное решение принято в целях эффективной организации деятельности по воссозданию «Лефортова» и сохранения важнейших объектов культурного наследия, расположенных в Москве, а также приспособления их к музейно-выставочным, рекреационным и туристическим целям.

Время наводить мосты

Повышенное внимание к объектам исторического наследия Москвы и активные действия городских властей по их восстановлению и защите стали характерной чертой последних лет. Яркими тому подтверждениями могут служить судьба «Царицына», Дома Пашкова, а теперь еще и усадьбы «Лефортово». Начало серьезных перемен в этой области было положено более двух лет назад посредством учреждения Комитета по культурному наследию Москвы (Москомнаследие). Появление этой специализированной структуры позволило кардинально изменить подходы к контролю за соблюдением норм и правил использования памятников истории, культуры, архитектуры на территории Москвы. Так, на сегодняшний день, по данным Москомнаследия, на территории Москвы находится около 6,5 тысячи объектов культурного наследия регионального и федерального значения, а также более 20 тысяч объектов исторической застройки. В последние годы этот список постоянно пополняется за счет постановки на госохрану вновь выявленных архитектурно-исторических памятников.

На сегодняшний день переоценить значимость работы по охране и восстановлению объектов архитектурного наследия практически невозможно. В современном урбанизированном мире историческое прошлое, представленное в виде различного рода памятников истории и архитектуры, является одним из главных связующих звеньев, дающих населению мегаполисов возможность сохранить свою культурно-нравственную идентичность, не потеряв «чувства страны» и своего народа. Судьба подобного рода культурных мостов, без всякого сомнения, уготовлена «Царицыну», «Кускову», «Лефортову», а также ряду других прекраснейших исторических мест Москвы.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта