Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Под колпаком у президента

Уже в следующем году любимая собака Путина не сможет никуда убежать

Екатерина ГОЛОВИНА

Завтра в продажу поступает навигационный приемник для транспорта, который будет принимать сигналы российского аналога GPS - ГЛОНАСС (Глобальной навигационной спутниковой системы). Об этом на днях на совещании членов правительства сообщил первый вице-премьер Сергей Иванов. «А когда я смогу купить аппарат для своей собаки Кони, чтобы она не убегала?» - поинтересовался президент. «В середине года», - отрапортовал Иванов.

Предполагается, что так повезет не только хозяину четвероногой звезды, но и владельцам менее знаменитых кошек и собак. С помощью специальных приемников-ошейников теперь можно будет без труда узнать, где питомец пребывает, чем занимается и активно ли шевелится - обо всем расскажет спутник, которому с высоты виднее. В принципе купить такой ошейник можно и сегодня. Только ориентироваться он будет с помощью GPS - системы американской и глубоко нам (с некоторых пор) чуждой. То же относится и к транспортным приемникам (сейчас их пользуют водители, желающие миновать пробки на дорогах или отправляющиеся по дальнему неизвестному маршруту, а также владельцы компаний с собственным автопарком - чтобы убедиться, что никто не совершает «левых» рейсов и не расходует зря корпоративный бензин).

Пока, правда, есть у отечественной навигации одна проблема - количество спутников.

- Для более-менее приличной работы системы их нужно как минимум 30, - объяснил «МП» историк науки Сергей Александров. - По данным на сегодняшний день, спутников у ГЛОНАСС на орбите пока 13. Говорят, нынешним вечером запускают еще три. Немножко не хватает. Но, думаю, это проблема решаемая. Тем более что это вовсе не очередная дурь, как предполагают многие, а вещь, необходимая стране, как воздух. Просто хотя бы потому, что той же Америке ничего не стоит в любой момент перекрыть нам навигационный «кислород», как делали они это, например, в Югославии и Ираке. Кстати, именно по этой причине сейчас свою собственную систему делают Европа и Китай, заявляла о начале работ и Индия...

Отечественное правительство обещает, что до конца нынешнего года расширит группировку спутников до 18, что обеспечит покрытие всей страны, а к 2009 году к ним добавят еще шесть, чтобы охватить уже весь мир. Пока же российские владельцы навигатора ГЛОНАСС могут прождать несколько часов, пока в заветном окошке появятся вожделенные четыре спутника (именно столько, в идеале, нужно для определения точного местоположения объекта).

Вообще же специалисты в один голос говорят, что 18 и 24 - это числа предельно-минимальные. В идеале нужно больше. Так как в отличие от GPS-ных, наши спутники не такие живучие. Если первые работают в среднем 10 лет, а то и больше, вторые редко доживают до пяти лет, да и ломаются не в пример чаще. Что же касается отечественных приемников, то пока ажиотажа на них среди частных потребителей не наблюдается.

- Вообще я пока не горю сильным желанием прикупить себе эту штуку, - поделился сомнениями с «МП» автотурист и радиоинженер Владимир Синицын. - У нее, на мой взгляд, есть еще один существенный недостаток. Насколько я знаю, в GPS используется один канал, по которому все 20 спутников (или сколько там их?) передают свои координаты цифрой. А в ГЛОНАСС использовано 20 каналов - каждому спутнику свой канал. Поэтому приемник получается, соответственно, в 20 раз дороже и в 20 раз больше. Тот, что показали недавно по телевизору, вообще на полкило тянул, не меньше... Оно мне надо, переплачивать? Тем более, если мой маленький GPS-ник себя прекрасно зарекомендовал - несколько лет пользуюсь, и никаких нареканий. Не очень сильно меня радует и сообщение о том, что отечественные автомобили в обязательном порядке будут оборудовать этими приемниками. А с какой, простите, стати я должен переплачивать за машину дополнительные 600 долларов, если у меня уже есть мой GPS? За удовольствие, как тут недавно объявили, придется еще и платить абонентскую плату - 8 - 10 долларов в год. Тогда как GPS обходится мне абсолютно бесплатно. Кстати, получается, что патриотическая идея ударяет по отечественному автопрому, давая лишний повод покупателю делать выбор в пользу иномарки. Ну, не абсурд?

Не выказал бурного энтузиазма и представитель «связистов».

- Значительный недостаток ГЛОНАСС - низкая надежность спутниковой базы, - рассказал «МП» глава российского представительства телекоммуникационной компании «Voxtel» Алексей Шабловский. - Помимо более частых поломок и меньшего количества, российские спутники отличаются гораздо большей погрешностью. Если точность американских аппаратов составляет 1 - 5 метров, то российские отстают от конкурентов на порядок. Есть и значительные проблемы по картографическому обеспечению. Например, компаниям - производителям карт необходимо иметь две лицензии - ФСБ и Роскартографии, а также лицензию Роскосмоса при использовании спутниковых данных. При этом само производство карт сопровождается получением целого ряда разрешений. Если не будет формализован и упрощен порядок согласования документации по картографическому обеспечению, то в условиях медленного обновления существующей базы данных потребители будут вынуждены все больше ориентироваться на систему GPS и постепенно отказываться от услуг ГЛОНАСС.

Впрочем, по словам Шабловского, в своем нынешнем состоянии ГЛОНАСС вряд ли ориентирован на частных пользователей - всех этих туристов-путешественников- грибников.

- Тенденция очевидна: ГЛОНАСС - это прежде всего продукт, ориентированный на крупного потребителя, - говорит он. - Понятно, что первыми и основными заказчиками на услуги ГЛОНАСС станут государственные структуры.

Согласно постановлению правительства, к 2009 году воздушный и водный транспорт, а также автомобильный, занимающийся перевозками пассажиров и опасных грузов, подлежат обязательной установке систем ГЛОНАСС. Ими будут также оборудованы кадастровые службы, службы МЧС и силовые ведомства. Также существует большой и перспективный рынок автомобильных навигаторов. Заинтересованы в этих устройствах и компании, работающие на рынке перевозок (будь то авиаперевозки, судоходный, железнодорожный или автомобильный транспорт), а также сотовые компании и операторы Wi-Max. Например, в связи с переходом России на единый номер экстренной помощи 112 операторы связи должны будут обеспечить возможность автоматического определения места, откуда был сделан звонок...

В общем, даже если частники и не загорятся желанием смести с полок ГЛОНАСС-приемники, производителям все равно есть для кого развернуться. Тем более что GPS пока никто не отменял, да и китайская система глобального позиционирования развивается сейчас семимильными шагами. А у них все, как известно, в семь раз дешевле и в семь раз проще получается.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта