Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Главное — двигаться...

Оксана МЕРЗЛИКИНА

Издательство «Амфора» выпустило в свет очередной роман молодой московской писательницы Ирины Шаниной «Boys».

В одной из западных стран, а, может, и в Америке, из всех кинотеатров, метро и прочих помещений убрали табличку «Выхода нет». Психотерапевты убедили власти, что это словосочетание не просто пагубно влияет на жителя крупного мегаполиса - человека с неуравновешенной психикой, подверженного многочисленным стрессам, а даже может вогнать его еще в больший транс и довести до суицида... Скажем, случилась беда, возникла проблема, а у тебя перед глазами маячит: выхода НЕТ, выхода НЕТ... Да еще горит таким неоново-красным цветом. Как же тут не отчаяться?

Однако, думается, героине романа «Boys», журналистке Анне, с которой читатель познакомился в дебютном произведении И. Шаниной «Поцелуй смеющегося будды», о котором рассказывало наше приложение, таблички с содержанием подобного рода не страшны. Ибо она уверена, что выход есть всегда - его просто надо найти. И, как отмечает автор нового бестселлера, «если хочешь, чтобы «энд» был «хэппи», будь любезен, проявляй смекалку... Если вы стоите на распутье и не знаете, куда двигаться дальше, просто помните, что главное - двигаться!»

События «Поцелуя...» происходили в Гонконге, где москвичке Анне пришлось спасать уникальный бриллиант от китайской мафии. В романе действовали реальные и мифологические персонажи - древнекитайские божества, вампиры чиан-ши, властелин тьмы и прочая нечисть. В новом произведении, явившимся по сути продолжением истории нашей соотечественницы, все очень жизненно и натурально. Хотя не без темных тайн прошлого, криминала и убийств. А как иначе? Это и есть, к сожалению, наша жизнь.

Вереница случайностей заставляет Анну самой заняться расследованием убийства подруги-манекенщицы Жени. С риском для себя, с надеждой на «happy end» она втягивает в сомнительные приключения знакомых, расплачивается за чужие ошибки с незнакомыми, но не теряет способности мыслить, рассуждать и делать правильные выводы в тех или иных ситуациях. И как прежде, на помощь Ане приходит... уникальная женская логика. То самое качество, отсутствие которого (вернее, совсем иной «состав» которого) лишает мужчин в некоторых случаях дальновидности и скорости для принятия решений. Анна выбирает собственную проницательность руководством к действию. И пусть некоторые осудили бы ее за беспечность, но результат - превыше всего. Цель оправдала средства, как говорится. Опасные встречи, рискованные действия, сомнительные связи, подвешенные состояния, разговоры «на грани» - все это преодолевает молодая женщина, не наделенная недюжинной физической силой, но определенно наделенная талантом Эркюля Пуаро и знакомая с методами Шерлока Холмса.

Но сюжетная линия «Boys» не так уж проста. Корни совершенного преступления уходят в недалекое прошлое. Как с огорчением констатирует сама героиня, причину произошедшего она узнала слишком поздно, когда больше половины его участников уже лежало на кладбище. Трагедия двадцатилетней давности все же предстает перед читателем в пересказе Анны. Надо отдать должное Ирине Шаниной - события начала 80-х она воссоздает довольно лихо, с такой правдивостью и точностью, будто лично была их свидетельницей. Описать мир мальчишек-подростков, их нравы, интересы, заботы, прописать до мелочей характер каждого так, чтобы были понятны (и, соответственно, логичны) их поступки в будущем, - безусловная заслуга писателя. Уникален в своем роде рассказ о быте деревни Верхняя Яйва, где прошло детство пацанов и произошла завязка истории. Однако стоит признать, что наряду с этим несколько неудачно выбрана композиция романа. Она пострадала от того, что истории малахольного Ильи, бойкого Васьки и хитрого Юрки даются в самом начале и, что называется, подряд. Взрослому читателю, на которого скорее всего рассчитано произведение, становится скучно. А это незаслуженно по отношению к произведению в целом. Наверное, стоило применить прием, принятый в кино, так называемые флэш бэки, когда в современную сюжетную линию вклиниваются эпизоды из прошлого. Интриге это не помешает, а зритель, вернее, читатель, их не пропустит, а прочтет с интересом. Он же понимает, что автор неспроста отсылает его к событиям давно минувших лет. Есть в том по закону жанра определенный смысл. Тем более что практически с первых глав читатель уже пытается выстроить собственную версию происходящего и наверняка, удерживаясь от соблазна заглянуть в последние страницы книги, имеет личный вывод насчет «главного» злодея повествования.

Название романа - английское слово «boys», что в переводе означает «мальчики», - скорее удачный ход, несущий определенную смысловую нагрузку. Москва - модный, попсовый, понтовый город, скрывающий тайны провинциалов, заполнивших его маленькие центральные улочки и обширные спальные кварталы. Сколько еще таких историй о «невинной мальчишеской дружбе», не подверженной разрушительному влиянию времени, скрывает за своими стенами белокаменная? На всех ли найдутся одержимые поиском справедливости Анны? Писатель Шанина - реалист. Женщина Шанина - оптимист. А третьей стороны - пессимист - Шаниной-человека - нет... Ну разве только ее сравнить с ребром медали о двух вышеназванных сторонах. Но, как известно, на ребре медаль-монета устоит недолго.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта