Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Реальность в стиле Тарантино

Елена КУРБАНОВА

В Анапе завершил работу Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок». Вопреки прогнозам, несмотря на наличие в программе полнометражного конкурса трех российских картин, главный приз фестиваля «Золотая лоза» получила вовсе не российская, а литовская лента режиссера Альгимантаса Пуйпы «Заклинания греха».

«Заклинания греха» - история молодой журналистки, полюбившей католического священника, давшего обет не вступать в близкие отношения с женщиной. Это лента, редкая по нынешним временам, ибо в ней хорошо все: здесь есть и режиссура, и история, и проблема, и красота.

В конкурсе «Шорт-шок» (короткий метр) главный приз поделили российский фильм «Рыба» А. Котта и украинский «Таксист» Романа Бондарчука, так как этот конкурс судили сразу два жюри. «Лучшим режиссером» назван латвиец Юрс Пошкус («Монотонность»). В конкурсе «Киномалышок» жюри наградило «Одиннадцать писем к Богу» Акима Салбиева.

Рабочий день форума был насыщен до предела, картины демонстрировались с утра и до ночи сразу в нескольких параллельных смотрах - «Полнометражном», «Шорт-шок», «Кино без пленки». О «большом жюри» фестиваля стоит сказать особо: в этом году его возглавлял известный прозаик, публицист и драматург Юрий Поляков. Помогали в нелегком деле судейства оператор Вадим Алисов, кинорежиссер Александр Велединский, актер Борис Щербаков, кинорежиссер Нана Джорджадзе, кинокритик и педагог ВГИКа Александр Трошин…

Фестиваль «Киношок» выгодным образом отличает от прочих то, что он пытается воспроизвести модель так называемого имперского искусства. Об этом говорили участники «круглого стола», посвященного проблемам кинематографического образования на постсоветском пространстве. Бывшие союзные республики великого СССР расстались, но пытаются обнаружить в том, что сохраняет кинематограф теперь уже различных суверенных государств, приметы, нас объединяющие и разъединяющие. Говорилось о том, что ситуация собственно в нашем, российском кино, сегодня достаточно печальна. Именно поэтому все участники фестиваля с нетерпением «ждали подсказок от националов».

В программе «Кино без кинопленки» уже в первые дни была показана ожидаемая картина российского режиссера Сергея Головецкого «Андрей Битов. Писатель в полуписьменном мире» - сорокаминутный, симпатичный, но не очень, к сожалению, удачный набросок портрета большого мастера, чье имя не нуждается в дополнительном представлении. Битов снят «в отдельно взятый миг, в отдельно взятой точке». Это коротенькая история, в которой писатель рассказывает о том, как он ненавидит новые технологии и что для него письмо есть прямой способ передачи впечатлений, эмоций, раздумий. Кстати, сам Битов – постоянный участник «Киношока» - приехал на фестиваль на следующий день после демонстрации фильма.

В конкурсной программе наибольший спор вызвала картина «Все у реки» - дебют украинского режиссера Евы Нейман, ученицы Киры Муратовой, получившей в итоге диплом Гильдии киноведов и кинокритиков. Фильм рассказывает о непростых отношениях 70-летней дочери и 90-летней матери, двух пожилых людей, в истории отношений которых угадывается большая межличностная драма и скрытая невысказанная любовь друг к другу. К сожалению, талантливая Ева Нейман пошла в этой картине по принципу прямого наследования муратовских приемов.

- Беда в том, - считает кандидат искусствоведения, преподаватель ВГИКа Ирина Шилова, - что при подобном постмодернистском освоении материала, когда берется чужое и выдается за свое, своего-то как раз зрители и не видят. Конфликт, который в результате должен повлечь за собой изменение человека и всей ситуации в целом, остается тусклым и по большому счету бесплотным.

Спасает фильм удивительно талантливая работа двух больших актрис – Марины Полицеймако (приз «Лучшая женская роль») и Нины Руслановой. Появится ли это кино на экранах– большой вопрос. Пожалуй, у него очень мало прокатных перспектив (как, впрочем, и у большинства муратовских картин). И одна из причин этого - неясность адресата.

Достаточно неординарной работой оказался фильм «Zеrо» литовского режиссера Эмилиса Веливиса. Zero – ноль, который, словно водоворот, затянул в себя молодого дезертира, раба рулетки казино и трех «героиновых братьев». Пуля, цифра, игла… Картину смотреть интересно и мучительно. Режиссер выводит на экран сборище отморозков, общающихся исключительно с помощью ненормативной лексики (заметьте, это в литовском-то кино!). Несмотря на весь драматизм ситуации (льется кровь, и дух отлетает чуть ли не в каждом кадре), зрители в какой-то момент начинают дружно хохотать, наконец улавливая интонацию картины и осознавая, что режиссер является несомненным поклонником Тарантино. Единственная беда в том, что этот момент наступает слишком поздно: многие успевают выскочить из зала, потому что в человеческой душе есть предел тех кошмаров, которые можно воспринять в единицу времени.

Но у фильма есть и одно несомненное преимущество. Мы практически не видим лент, которые уже сегодня так или иначе отражают и осмысливают нашу действительность. Напрямую в жизнь не удается в кино выйти никому. А если удается, то это происходит метафорически. Или по тому пути, который предложил Эмилис Веливис – через жанр. И его картина доказывает, что у современного литовского кино появился реальный шанс – ожить в новом качестве.

В программе «Кино без кинопленки» хочется выделить игровую ленту «Рыжая и снег» Амета Магомедова, виртуозно снятую, отличающуюся динамичностью и свежестью (получившую в финале диплом жюри), и документальную картину «Мать» Павла Костомарова и Антуана Каттина, представляющую собой серьезное психологическое исследование отношений «мужчина - женщина», «мать - дочь», «родители - дети» (картина получила главный приз конкурса).

Подводя итоги, можно сказать, что панорама фильмов «Киношока-2007» оставила двоякое ощущение. Безусловно, общая «пробуксовка» кинопроцесса имеет место не только в нашем кино, она присутствует и в мировом кинематографе. В подавляющем большинстве картин человека заменили маски, типажи, появился типажный кинематограф. Непонятно, зачем именно эту историю нам рассказал режиссер и почему он ее рассказал именно такими усредненными средствами. Или, наоборот, рассказал с помощью немыслимых технологических наворотов, но опять-таки при отсутствии «вкусной» истории.

Но при этом удручающем общем впечатлении нет-нет, да и мелькает «луч света в кромешной тьме». И такие ленты, как «Заклинание греха», «Рыжая и снег», внеконкурсная картина «Люди из камня», дают надежду думать, что кризис – это лишь частный случай поступательного позитивного процесса.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта