Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Самоедка, мечтавшая врачевать раны

Елена СЕРОВА

Я бы не советовала читать книгу норвежской писательницы Ханне Эрставик «Пасторша» (издательство «Текст») тем, кто не любит «тяжелого чтения». Потому что рассказ о пасторше – рефлексирующей женщине, мучительно ищущей себя и «дорогу к людям», как, впрочем, и дорогу к Богу, - увлекательным чтением не назовешь. Скорее даже книга мучительная.

Все в этом романе крутится вокруг трех самоубийств. Главную героиню (пасторшу), от лица которой и ведется повествование, терзает вопрос: почему три существа рядом с ней не захотели жить дальше и почему она, пасторша, не сумела вовремя почувствовать их боль и «уврачевать раны»? Из внутренних монологов главной героини становится очевидным: пасторша не очень-то верит в Бога. Хочет верить, но у нее не получается.

Она одинока: нет ни мужа, ни ребенка. Не сложились отношения даже с единственной подругой. Пасторша не умеет устанавливать контакт с людьми, несмотря на свою профессию (я не оговорилась: судя по всему, для главной героини это именно работа, а не «сан»; причем работа, с которой, по ее же собственным представлениям, она не справляется). Пасторша частенько пьет виски и находит радость лишь в чтении теологических и исторических трудов. Она изучала политэкономию, а потом, в поисках Истины, занялась теологией.

Сюжета в обычном понимании в романе нет. Все происходящее – субъективная реальность, внутренняя жизнь главной героини. Ее воспоминания многослойно повторяются, наслаиваясь на «настоящее». С середины романа рефреном звучит, что «она хотела врачевать душевные раны, но это ей не удается». И все-таки в конце книги, после третьего самоубийства, пасторша сумела «распахнуть душу Богу», сумела приехать на похороны молодой девушки-самоубийцы и «раскрыть объятия» ее матери. Неясно, надолго ли такое просветление, но главная героиня хотела именно этого.

Реальность норвежской жизни раскрыта в книге опосредованно. Но для меня это и было самым интересным: узнать о жизни другой страны «из первых рук». Узнать, что и там, где, на наш, российский взгляд, многие социальные проблемы решены так удачно, по мнению самих норвежцев, отнюдь не все гладко. Одна из покончивших с собой девушек-подростков «баловалась» алкоголем, наркотиками и практиковала беспорядочный секс, другая, видимо, тоже. Сорокалетняя женщина застрелилась, осознав, что всю жизнь была поверхностной, избегала «острых углов», трудностей и боли.

Странно и необычно читать о женщине-пасторше как таковой (у нас женщин-священниц не бывает), удивляет и демократичное отношение тамошней церкви к самоубийцам: православие однозначно трактует это как грех и отпевать самоубийц запрещает.

Есть в Норвегии и национальные проблемы: оказывается, саамы считают, что норвежцы лишили их самобытности и независимости.

В аннотации к книге сказано, что «многое было бы проще, будь она мужчиной. Но она – пасторша». Не могу с этим согласиться. Думаю, Гамлет не имеет национальности и половой принадлежности. Есть люди – и мужчины, и женщины – которым трудно дается самое главное: просто жить. Все для них слишком сложно. Будь главная героиня мужчиной, она страдала и рефлексировала бы не меньше.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта