Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Версии и политические реалии

Наталья Вакурова

Исторические версии - так назван жанр объединенных одной книгой «Смерть Петра» (издательство «Молодая гвардия») романов Юлиана Семенова, известного всей стране автора «Семнадцати мгновений весны», сценариста нашумевшего сериала «ТАСС уполномочен заявить» и ряда других произведений, которые можно было бы объединить под рубрикой «советский шпионский роман».

В рецензируемой книге Юлиан Семенов выступает как историк - автор «русского шпионского романа». По его же словам, без досконального знания прошлого нет и не может быть устойчивой доктрины будущего. Книга состоит из трех романов-расследований: «Смерть Петра», «Гибель Столыпина» и «Синдром Гучкова». Говоря о первом из названных произведений, написанном в 1982 году, нельзя не отметить современного звучания как самой идеи романа, так и мощной полифонии образов исторических фигур, исполняющих ключевые партии в политическом оркестре первой трети XVIII века. Вчитываясь в письма иностранных «разведчиков» того времени и тех, кто по поручению правителей других стран - таких, как Англия, Голландия, Швеция, пытались дознаться, какие еще новшества готовит им политика первого российского императора, понимаешь, насколько титанической была сила, как бы сейчас сказали, имиджа Петра Первого, если от малейших нюансов его самочувствия зависела судьба Европы.

С первых же страниц романа попадаешь в атмосферу почти трехвековой давности, причем в тексте воссоздаются такие нюансы устаревшей сегодня, а тогда новаторской лексики, которые неожиданно актуализируют многие понятия современной политики, подчеркивая параллелизм времен. Большое внимание уделяется экономическим преобразованиям Петра, в особенности поддержке инициативы в малом предпринимательстве. В конце жизни Петр завидовал обычным людям, которые могут «просто жить», а не радеть постоянно за судьбу государства. Жалел и дочерей своих, предвидя их трудную судьбу. Мысли, посещавшие Петра в конце жизни, были невеселые. Известно, что его мучила бессонница, и, просыпаясь вскоре после полуночи, он брался за работу, много читал, правил рукописи. В беседе с художником Иваном Никитиным, который писал его портрет, Петр с горечью говорит, что «мысль радостной бывает редко; в ней чаще всего грусть сокрыта, али какой подвох, понятный одному тебе, старому и не всегда всесильному».

Как именно и отчего умер Петр Первый - не главное в книге, хотя авторские версии убедительны. В разделе «Вместо эпилога» читаем: «Со смертью Петра в России началась дестабилизация, выгодная биржам Лондона и Амстердама в такой же мере, как причалам Гамбурга и владыкам Поднебесной, сомневаться не приходится, и дестабильность эта длилась по ту пору, пока гвардия, спустя пятнадцать лет после трагедии, случившейся в январе 1725 года, не привела на трон дочь Петра, тридцатилетнюю Елисафет, вместе с которой на российском небосклоне взошли новые звезды - Ломоносов, Тредиаковский, Кантемир, Сумароков, Рокотов, Сковорода, Воронцов, Шуваловы и Бестужевы-Рюмины».

Оба других романа, уместившиеся вместе с Петром под одной обложкой, также построены на исторических фактах и используют так называемый хронотоп «порога» в классификации Михаила Бахтина, то есть показывают героев повествования в момент принятия судьбоносных решений. Судьбы как Петра Столыпина, так и Александра Гучкова трагичны, их судьба и ее завершение были предопределены не самим временем, а их ролью в истории, которую мы сегодня пока не сумели в полной мере понять и оценить, хотя и все чаще вспоминаем или даже цитируем.

Книга Юлиана Семенова дает возможность читателю самостоятельно мыслить, делать собственные выводы и помогает на основе знания истории лучше понимать происходящее сегодня. Каждый из трех романов отличается спецификой, как будто у них разные авторы, - так один и тот же человек глубоко вживается в реконструкцию ситуации. Используя метод исторической реконструкции, автор в значительной мере предописал новую эпоху реформ, развернувшуюся на наших глазах в постсоветской России.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта