Не то приносят игроки на алтарь победы
Георгий МОРОЗОВ
Когда-то Лев Филатов, один из немногих журналистов, не игравших профессионально, но понимавших суть футбола, в своих исследованиях рассуждал о ситуациях, когда у нас в стране игра приносилась в жертву ради достижения какой-то цели. Матчи минувшей недели тоже заставили подумать об этом, хотя речь шла всего лишь о локальной, сиюминутной выгоде.
На кубковую встречу в Санкт-Петербург московское «Динамо» отправилось, продекларировав устами главного тренера Андрея Кобелева стремление дать отдых лидерам команды. В принципе подобным образом поступал не один Кобелев – скажем, год назад наставник «Спартака» Владимир Федотов повез во Владивосток резервистов, дабы лучше подготовиться к квалификационному матчу Лиги чемпионов УЕФА. И красно-белые действительно преуспели на международной арене, да и против «Луча-Энергии» лица не потеряли, уступив лишь потому, что арбитр не заметил, как мяч после удара Никиты Баженова приземлился за линией ворот.
Вряд ли бело-голубые всерьез рассчитывали обыграть предельно мотивированный «Зенит», не имея на поле полдюжины игроков основного состава. Но вместо рабочего поражения получилось разгромное, да еще со счетом 3:9. Герой книги Эриха Марии Ремарка «Три товарища» уверял, что в смутные времена кредит важнее, чем капитал. Вот и динамовцам, считаю, важнее было бы сохранить репутацию, чем силы Дмитрия Хохлова и Игоря Семшова для очередного тура. А в итоге в Химках команда так и не смогла разжиться очками – кубковая жертва получилась напрасной.
Во встрече ЦСКА – «Москва» ключевое слово этих заметок неоднократно приходило на ум, когда кто-то из футболистов всеми силами пытался выглядеть пострадавшим. В середине второго тайма подобные эпизоды сконцентрировались в трехминутном отрезке. Борясь за мяч, Дейвидас Шемберас слегка отстранил рукой Пабло Барриентоса, который с готовностью опрокинулся на спину, да еще и сделал кувырок за боковую линию. Возможно, в Аргентине так принято, однако арбитр московский Александр Колобаев артистизм легионера не оценил. Тогда южноамериканец, пробегая мимо обидчика, как бы невзначай задел его в области ахиллов. Теперь уже литовец получил основания растянуться на газоне, причем находился на нем куда больше времени, чем требовалось для того, чтобы прийти в себя. На желтую карточку Барриентос действительно наиграл, и она была ему предъявлена. Вскоре за партнера по команде решил отомстить Роман Адамов, причем нетривиальным образом: наскочив грудью на Шембераса в чужой штрафной, опять-таки рухнул на газон, словно получил удар в лицо. К чести судьи, он и здесь разобрался верно, подкрепив свое резюме «горчичниками».
Если бы форвард «Москвы» не отвлекался на дешевый театр, глядишь, сберег бы энергию на завершение комбинаций, что при дефиците в один мяч для «горожан» было жизненно важным. Однако сначала Адамов с близкого расстояния запустил мяч в «молоко», а затем, атакуя с воздуха, не сумел переиграть Вениамина Мандрыкина. То есть его ухищрения выпросить удаление для Шембераса или пенальти в ворота ЦСКА аукнулись впоследствии самым наглядным образом.
Не знаю, предусмотрены ли в клубах штрафы за подобное поведение, только обычно и без материального наказания участники подобных спектаклей многое теряют – в глазах зрителей. К примеру, португалец Криштиану Роналду, известный как виртуозной техникой, так и необоснованными падениями, уже неоднократно удостаивался обструкции трибун. И сейчас он в большей степени является кумиром девушек, нежели представителей сильного пола, справедливо полагающих, что полузащитник ведет себя не по-мужски.