Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Детский сад-огород

Не перевелись энтузиасты в нашем городе

Елена СЕРОВА

Детский сад № 1691 буквально утопает в цветах. Есть здесь и учебный огород, и свой фруктовый сад. Так что недаром это детское дошкольное учреждение, которое возглавляет ветеран труда, отличник народного просвещения Татьяна Новикова, получило официальный статус экспериментальной площадки по экологическому воспитанию Департамента образования г. Москвы.

- Я как будто родила этот детский садик, я же открывала новостройку с нулевого цикла, - рассказывает Татьяна Михайловна. - Следила за ходом строительства, это как мое дитя. Мне не жалко было ни сил, ни энергии.

По словам Татьяны Михайловны, при строительстве здания с территории детского сада был снят весь плодородный слой земли. Оставался только мусор. Садик открылся в марте 1988 года, и Новикова лично следила за тем, как благоустраивается территория. А благоустраивали ее... зимой!

- Я приехала сюда в страшный мороз, - вспоминает Новикова. - И увидела, как в яму сажали дерево с комом льда на корнях. Мне объяснили, что, дескать, это такая новая технология. А когда наступила весна, прижились только три дерева из всех посаженных. Остальные стояли засохшие, без почек. Я стала бить тревогу, обращалась во все инстанции, ходила в Мосзеленстрой, который нас тогда и озеленял. Доказывала, что это безобразие. После всех моих стараний приехала комиссия, посмотрела деревья и составила акт: мол, подземные воды близко подходят к верхнему слою земли, поэтому здесь деревья жить не будут. Это было очевидной нелепостью...

Татьяна Михайловна поняла: деньги на благоустройство уже потрачены, хотя и впустую, а дополнительных средств никто выделять не собирается. И тогда она решила больше пороги не обивать. Благоустроить территорию сада самостоятельно.

Как говорится, легко сказать, да трудно сделать. В ту пору Татьяна Михайловна не смогла на всей территории сада найти немного хорошей плодородной земли даже в цветочный горшочек, чтобы высадить обычный комнатный цветок. До такой степени вся земля была «измученной».

- Это была пыль, а не земля, - рассказывает Новикова. - В соседних детсадах тоже сажали деревья именно в ту землю, которую им Мосзеленстрой привез. И там деревья не прижились, как и у нас. Я не знала, что делать. И тут нам Бог послал нужного человека: агротехника и кандидата сельхознаук Валериана Коннова (к нашей большой печали, ныне покойного). Он был тогда уже на пенсии, искал подработку. Случайно пришел к нам устраиваться сторожем. А я посмотрела его трудовую книжку и ахнула: Коннов раньше был и директором селекционной станции, и директором института кормов. Судьбой нам был подарен этот человек! И он занялся этой работой.

Коннов сумел на личных контактах достать нам землю из питомника. Это были те времена, когда такое еще было возможно. Нам привезли... 80 тонн торфоземельной смеси. Получилась огромная гора! Я вместе с другими воспитателями и некоторыми родителями вкалывала с утра до вечера, чтобы разбросать эту плодородную смесь по территории. Сами все это делали!

Садик тогда только начал свою работу и комплектовался постепенно: детей было немного. Поэтому кто-то из персонала во время тихого часа оставался приглядывать за малышами, а другие в это время работали на улице. Разбили газоны, клумбы, сделали учебный огород. Такой вот был одержимый коллектив.

- Когда благоустраивался наш садик, заселялся и район Новокосино, - продолжает Татьяна Михайловна. - Жителям частных домов предоставляли благоустроенные квартиры. Люди выезжали, а сады оставались. И тогда мы стали во время тихого часа и после работы выкапывать и переносить с этих опустевших участков кусты смородины, крыжовника, многолетние цветы, молодые яблони, вишни, сливы. Брали лопаты, мешки, садовые тачки. И на территории детского садика получился красивый фруктовый сад. Весной у нас такая красота!

Теперь на учебном огороде детского сада № 1691 растут всевозможные овощные культуры. Репа, редиска, горох, тыква, помидоры, огурцы. Даже подмосковные маленькие сладенькие арбузы. И тыквы по 20 кг.

- Раньше я работала в детском саду, где тоже был учебный огородик, но маленький, три грядочки, - вспоминает Татьяна Михайловна. - А я решила: здесь такая огромная территория, надо сделать, чтобы все цвело. Чтобы детки видели, что булки на деревьях не растут. Мы специально сажаем и пшеницу, и рожь, чтобы детям показать. Некоторые малыши за городом не бывают, им некуда выехать на лето. Они тоже должны увидеть, как растут овощи-фрукты-ягоды. Как порхают птицы и бабочки. Потому что у нас здесь хорошо, как на даче.

...Огород хоть и учебный, но урожай - настоящий. Что же с ним происходит, как его используют?

- С ранней весны и все лето выращенные нами укропчик, петрушечка, редисочка, морковочка идут в дополнение к рациону детей и персонала садика, - объясняет Татьяна Михайловна.

В садик даже приезжали сотрудники санэпидстанции: брали землю на анализ. И дали заключение, что земля хорошая и что детям от выращенной на ней продукции - только польза.

- Но в основном мы свою продукцию консервируем и открываем на общие праздники. На дни рождения сотрудников, на

8 Марта, Новый год, - объясняет заведующая детским садом Татьяна Михайловна Новикова.

- Потому что мне уже высказывали на совещаниях некоторые коллеги из других садиков, мол, не будет ли вреда детям от сельхозпродукции, выращенной в городских условиях. А ведь мы не вносим даже минеральных удобрений, только навоз. Но раз уж такие сомнения возникают, мы решили не рисковать. Хотя, повторяю, заключения СЭС всегда только положительные.

...С урожаем мы вопрос прояснили. Но, договариваясь об интервью с Татьяной Михайловной, я сначала не могла понять, как конкретно проходят занятия с малышами на учебном огороде. Что могут выращивать такие крохи?

- Понимая, что без научных знаний невозможно вести углубленную воспитательную и экологическую работу с детьми, в марте 1993 года я пригласила для совместной работы доктора педагогических наук, доцента, старшего научного сотрудника государственного НИИ семьи и воспитания Российской академии образования Светлану Николаевну Николаеву, - рассказала Новикова. - Она предложила нам свою авторскую программу «Юный эколог», по которой мы работаем до сих пор.

Включившись в экспериментальную работу по экологическому воспитанию детей, в садике создали «развивающую среду» не только на территории, но и в помещениях. В группах много комнатных растений и обитателей «живого уголка». Живут здесь морские свинки, хомячки, попугайчики, рыбки. Много птиц.

А еще детский сад № 1691 сотрудничает с окружным и городским Обществами охраны природы и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы. Знает о чудо-садике и Вера Станиславовна Степаненко, председатель комиссии по экологической политике в Мосгордуме. Два года назад детский сад № 1691 получил первое место на конкурсе клумб среди детсадов ВАО, и Степаненко вручала представителям садика приз: кашпо для цветов. Участвуют воспитанники и сотрудники садика и в других экологических конкурсах.

Процесс работы с детьми, согласно методике Светланы Николаевой, должен быть круглогодичным. Поэтому зимой в каждой группе воспитатели высаживают мини-огородики на подоконниках: растут и прекрасно себя чувствуют петрушка, укроп, болгарские перчики, маленькие помидорчики.

- В нашем методическом кабинете есть большая бочка, - продолжает Новикова. - В нее сажаем самоопыляющиеся огурцы. Детям ведь интересно наблюдать за ростом и развитием растений.

Но в том-то и суть, что дети в этом дошкольном учреждении не просто наблюдают. По программе Светланы Николаевой ведется последовательная постоянная работа. Готовит воспитателей и разрабатывает план занятий старший воспитатель детского сада Таисия Алексеевна Хлыбова.

...Как же все-таки дети работают в огороде? По словам заведующей детским садом, сначала воспитатели или кто-то из родителей вскапывают грядку. Работа в огороде ведется не с ясельной группы, но с малышовой - уже точно (то есть с 3 - 4 лет). Дети сажают луковички в заранее сделанные воспитателями ямки. Воспитатель показывает, как надо правильно опускать луковичку. У кого-то из детишек все сразу получается, у кого нет. Потом воспитатель сама поправляет луковички. А дети из маленьких леечек (водички там мало, чтоб дети не облились...) их поливают. Во время прогулок регулярно приходят к грядочкам, наблюдают, как прорастают ростки.

Дети постарше сажают зеленый горошек (опускают горошинки в бороздку, которую сделал воспитатель). В этом садике практически нет конфликтов между ребятней, никто никого не обижает и не хулиганит, потому что у малышей на это просто времени не остается: они заняты общим интересным делом. А это, как известно, сплачивает.

Ребята из подготовительной группы сажают редиску, репку и потом даже пропалывают возле своего подопечного овоща сорняки. Рыхлят почву. Они уже знают, какие нужны условия, чтобы то или иное растение хорошо развивалось.

...Как относятся родители к таким занятиям? Вдруг кому-то не понравится, что дети в земле возятся, одежду пачкают?

- Все очень хорошо относятся! - говорит Новикова. - Тем более что пап и мам наших воспитанников мы заранее предупреждаем. - Когда приходят записываться в сад, мы сразу же знакомим их с программой «Юный эколог». И все довольны. Многие родители даже везут со своих дач саженцы и клубни многолетних растений для наших клумб.

Территорию здесь благоустраивают из года в год. На клумбах высажено 32 вида разных цветов! С наступлением весны пробиваются нарциссы, тюльпаны, жасмин, потом - незабудки, потом - прекрасные пионы...

- Наш Коннов всегда хотел посадить как можно больше сельхозпродукции, чтобы получить высокий урожай, - вспоминает Татьяна Михайловна. - Такая уж у него была профессиональная установка. А когда пришла к нам Светлана Николаева, она объяснила: выращивание ягод, овощей и фруктов - это не самоцель, это учебный процесс. А потому между грядками должны быть большие расстояния, чтобы дети могли свободно подойти и посмотреть, как все происходит. И теперь мы именно так и делаем.

Очень хвалила во время нашей беседы Татьяна Михайловна кадровых воспитателей садика: Валентину Александровну Жагрову, Галину Васильевну Зыкову, Любовь Степановну Архипову. А также - музыкального руководителя Ирину Николаевну Киселеву, психолога Елену Станиславовну Новикову (это дочь Татьяны Михайловны, она тоже решила работать в детском чудо-садике), старшую медсестру Зою Николаевну Ефремову, воспитателя по физкультуре Елену Николаевну Брагину. Все они работают здесь давно, на них, по словам заведующей детсадом, все и держится. А вот молодые воспитатели не всегда приживаются.

- Недостаток кадров, надо признаться, мы ощущаем, - переживает Татьяна Михайловна. - Потому что работать у нас трудно, я не отрицаю. Все детские сады работают по программе «Истоки», и мы тоже. Но у нас-то еще и программа «Юный эколог»! Воспитателю нужно не только в группе с детьми работать, но и на улице. Приходится и грядки самим вскапывать, и пропалывать. Это дополнительная нагрузка получается. Но я всегда говорю новым сотрудникам: городских экспериментальных площадок в нашем округе не так уж много, не каждому присваивается такое звание. Нам дали такой статус в Департаменте образования

г. Москвы, и участникам эксперимента платят надбавку к заработной плате 15%. И еще нам полагаются дополнительные штаты: педагог дополнительного образования, эколог, садовник... Не у каждого детского сада есть такие штаты. А все потому, что мы многолетним трудом доказали значимость нашего учебного огорода и экологической работы с детьми.

Статус приходится постоянно подтверждать: о своей работе руководство детского сада

№ 1691 ежегодно отчитывается на ярмарке инновационных идей.

И все-таки, несмотря на дополнительные 15% к заработной плате, работать здесь трудно. Молодые девушки, которые приходят после окончания педагогических колледжей, считают, что надбавка не оправдывает тех затрат труда и энергии, которые приходится вкладывать. А потому девчонки уходят в другие детсады, где копать грядки не нужно. Но о таких кадрах Татьяна Михайловна и сама не слишком жалеет.

- Раньше я подавала заявку на выпускниц, но потом увидела: девчонки они молодые, сами матерями еще не стали, в голове у многих ветер гуляет, - рассказывает Новикова. - Некоторые даже кавалеров своих сюда водили! Разве это работа? Я считаю, что нам нужны такие воспитатели, которые, пусть даже без педагогического образования, умеют находить общий язык с детьми. Лучше всего работают те женщины, у которых уже есть свой ребенок, а лучше не один, а два.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта