Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Эйфория в розлив

Секреты «чудо-напитков»

Ольга СЕЛИВАНОВА

Эксперты бьют тревогу: так называемые безалкогольные «энергетические» напитки в последние годы стремительно завоевывают потребительский рынок России. Вместе с тем

их воздействие на человеческий организм до конца не изучено, химический состав зачастую не соответствует заявленному производителем, а производство и оборот практически вообще никак не регулируются: требования к ним лишь косвенно изложены в законодательных и нормативно-технических документах.

Какие секреты хранят в себе «чудо-напитки», якобы позволяющие человеку забыть об усталости и сне?

Вторжение энергетических напитков на наш рынок началось примерно 7 - 8 лет назад, когда в борьбу за потребителя наряду с крупнейшими транснациональными компаниями включились и отечественные производители. Назойливая реклама «энергично» хлынула на телеэкраны и страницы печатных СМИ, призывая людей, и в первую очередь молодежь, покупать энергетические напитки и умалчивая при этом о необходимости ограничения их потребления и потенциальной опасности для здоровья.

Специалисты утверждают: в России далеко не все напитки, имеющие надпись «энергетические», имеют право так называться. До сих пор возникает много вопросов по поводу их безопасности, качества и воздействия на организм и особенно при наличии в напитке нескольких тонизирующих компонентов разного происхождения.

В распоряжении «МП» оказались результаты независимой экспертизы «безалкогольных напитков специального назначения», реализуемых на потребительском рынке России и города Москвы. Специалисты Национального фонда защиты прав потребителей решили проверить качество и безопасность 16 торговых марок от 14 крупнейших производителей, формирующих 70% объема отечественного рынка энергетических напитков. Для проведения сравнительной экспертизы закупили 76 образцов безалкогольных напитков, содержащих специальные тонизирующие компоненты (причем адреса закупок были выбраны с учетом поступающих жалоб и заявлений самих покупателей), а одними из главных критериев экспертной оценки стали проверка соответствия информации, указанной производителем на этикетке, и соблюдение им требований химической безопасности.

Те, кто хоть раз в жизни потреблял «энергетики», знают, что их главная цель – взбодрить человека. Для этого производитель добавляет в напиток кофеин и биологически активные вещества (БАДы), действие которых на организм человека также до конца не изучено. Получается, что по своей сути этот напиток - своего рода адская смесь, способная одним подарить прилив сил, а других – сделать больными.

Дело в том, что за «драйв» в «энергетическом» напитке отвечает кофеин, и если его доза в одном напитке (или общее количество выпитых за раз банок) превысит допустимую норму, а у человека подскочит давление, возникнут проблемы с сердцем и даже возможен инсульт!

Впрочем, проверка экспертов фонда показала, что в 14 образцах продукции (из 16) производитель с кофеином решил не «перебарщивать» - от греха подальше. Оставим в покое добросовестных производителей энергетических напитков. Укажем тех, к кому у проверяющих экспертов возникли претензии.

В двух продуктах производитель предпочел сэкономить на «драйве»: в энергетическом напитке «БУМ» при заявленном содержании кофеина 20,0 мг/100мл содержалось всего 17,48 мг/100мл, а в напитке «PEPSI-X» и того меньше – 14,17 мг/100мл (при отсутствии на этикетке количественного состава кофеина и других тонизирующих компонентов).

Не соответствует заявленному на этикетке названию «энергетический» и образец напитка «NR”Ja» - также из-за низкого содержания в нем кофеина.

В трех образцах («Ред Булл», «БЁРН» и «NR”Ja») содержание вещества инозита было превышено на 5%, а информацию об этом производитель не счел нужным сообщить потребителю. (Адекватный уровень потребления – 500 мг/сутки).

В образце напитка «HYPE ENERGY» на 5% превышено содержание панаксозидов - индикаторных веществ, указывающих на использование в составе продукта компонента, содержащего женьшень. Верхний допустимый уровень потребления – 30 мг/сутки. (Количество его также должно быть указано на этикетке, чего производитель не сделал.)

В пяти из шестнадцати напитков, исследованных экспертами, производители «намудрили» с витаминами, входящими в состав «энергетиков»: кто ввел в состав больше, кто - меньше того, что указано на этикетке. Также в ряде случаев на банках с напитками частично отсутствовала информация на русском языке, а в одном из них производитель вообще слукавил: вместо рекомендованной нормы потребления «одна банка» написал – «не более трех в день». На другом взятом образце эксперты с удивлением прочитали «аннотацию», вводящую покупателей в заблуждение: «повышает работоспособность, концентрацию внимания, скорость реакции, бдительность, поднимает настроение» и т. д. А это уже – использование недостоверной информации, в том числе и о неподтвержденных свойствах товара.

Другой производитель на этикетке утверждал, что его продукция «вызывает эйфорию, длящуюся до 1,5 часов, снимает депрессию, вызывает прилив жизненной энергии», хотя проверка показала, что отобранный образец вообще не содержит тонизирующих компонентов и поэтому энергетическим напитком не является. (В настоящее время все недостоверные надписи на исследуемых образцах производители убрали. - О. С.)

Также из общего числа образцов напитков, взятых для проверки, четыре вообще не значились в государственном реестре (ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и постановлении «О государственной регистрации отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые завозимых на территорию РФ»). Это значит, что продавать их на территории России нельзя.

Все понимают: производитель имеет своей конечной целью успешную реализацию своего товара, привлекая к его покупке максимально большее число потребителей. При этом нередко производители «энергетических» напитков в рекламных роликах внушают своей целевой аудитории, что употребление напитка с тонизирующими компонентами может ввести человека в состояние, близкое к наркотическому, утверждают эксперты. У персонажей телевизионных роликов после «возлияния» расширяются зрачки, мутнеет в глазах, вырастают крылья для полета, они ходят по воде, наблюдается потеря устойчивости при движении и так далее. Обращают на себя внимание и весьма специфические названия продуктов: например, напиток «ХТС» в ярких банках разного цвета может прочитаться как «Экстази». Что-то подсказывает, что тут есть над чем поразмыслить психологам и пристально присмотреться правоохранительным и надзорным органам…

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта