Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Последний год Надежды

Марина ГОНЧАРОВА

Эта книга состоялась благодаря той удивительной атмосфере любви и взаимоуважения, которая традиционно присуща подлинно интеллигентным российским семьям. Речь идет о только что вышедшей в издательстве «ТЕИС» книге под названием «Последний год Надежды». Написал ее Николай Константинович Рушев – отец знаменитой художницы-графика. Он умер в 1975 году, через шесть лет после трагического ухода из жизни 17-летней Нади. Но успел совершить родительский подвиг: на основании своих и дочкиных дневниковых записей, опираясь на ее рисунки - ее «графические мысли», создал книгу воспоминаний о Надежде. Издать свой труд не успел.

Уже в наши дни издательские хлопоты взяла на себя двоюродная сестра Николая Константиновича – Зоя Анатольевна Грандберг. О ней, редакторе и составительнице книги, хотелось бы добавить несколько слов. Я знакома с Зоей Анатольевной много лет – она была моим научным руководителем в аспирантуре экономического факультета МГУ и удивляла не только своим высоким профессионализмом, но и широким диапазоном культуры и редчайшими человеческими качествами. Когда я узнала о том, что Надя Рушева - племянница Зои Анатольевны, мне это показалось просто случайностью. Сейчас понимаю, что в этом скрещении судеб ничего случайного нет. Проявлению дарования Нади во многом способствовала большая родственная культурная традиция.

Николай Константинович и Зоя Анатольевна были детьми, соответственно старшей и младшей из шести детей школьного учителя Алексея Васильевича Лебедева, удостоенного еще в дореволюционные годы звания Почетного потомственного гражданина г. Тамбова. Его жена – Мария Ивановна, в девичестве Сперанская, принадлежала к известной в России фамилии священнослужителей. Всем своим дочерям они смогли дать образование и привили любовь к литературе, к музыке (некоторое время, уже живя в Москве, Алексей Васильевич служил регентом хора в храме Христа Спасителя). Сестры были очень дружны между собой и, даже обзаведясь собственными семьями, тесно общались, еженедельно собираясь вместе то у одной, то у другой. В годы войны, в эвакуации помогали друг другу, чем могли.

Дружили между собой и двоюродные братья и сестры. Особенно велико было влияние старшего в семье – Николая, художника, влюбленного в искусство, обладавшего незаурядным умением и желанием приобщать близких ему людей к культуре, делиться знаниями. Он обладал необыкновенными музыкальными способностями, его игра на фортепьяно вызывала всеобщее восхищение. Отец Николая, Константин Николаевич Рушев, был оперным певцом. Мама – Клавдия Алексеевна, учительница, была страстной поклонницей творчества своего мужа.

Мама Нади – Наталья Дойдаловна Ажикмаа, тувинка по национальности, познакомилась с Николаем Константиновичем и вышла за него замуж в 1946 году, когда он был командирован Министерством культуры СССР на работу в качестве главного театрального художника в Тувинский государственный музыкальный театр, а Наталья Дойдаловна была солисткой балетной труппы. Вскоре у них родилась дочь, которой была уготована удивительная и трагическая судьба.

Как и все мое поколение, я, конечно же, знала, кто такая Надя Рушева. О ней писали все издания, ее выставки проходили по всей стране и собирали огромное количество почитателей. Не будет преувеличением сказать, что ее уход из жизни потряс каждое чуткое сердце. А потом… Потом имя художницы, чьи рисунки до сих пор используются очень широко в различных изданиях, оформлении афиш и даже в рекламе (кстати, без ссылок на автора и без соблюдения авторских прав матери Нади), стали постепенно забывать. И только семья Нади все эти годы бережно и трепетно собирала и хранила все дневники, фотографии, письма, вела поистине непрерывную борьбу за сохранение ее наследия.

Искусство Нади уникально, это отмечалось многими выдающимися деятелями культуры - академиками Д. С. Лихачевым, В. А. Ватагиным, А. А. Сидоровым, известными искусствоведами, писателями, музейными работниками. Уникальность Надиного искусства - в необыкновенно развитом воображении, позволившем ей охватить разные эпохи от древности до современности, выразить сюжеты десятков классических произведений. Особенно знамениты Надина Пушкиниана, иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Война и мир» и, конечно, к роману

М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Часть из них вошла в книгу о Наде Рушевой, в ней много фотографий, рисунков из разных циклов.

Представляемое издание замечательно тем, что это первый подлинный документ, рассказывающий о юной художнице, это дневник, в котором практически день за днем (а в конце книги - час за часом) прослеживается последний год жизни Нади - необыкновенной и в то же время обыкновенной девочки. И при этом читателю становится ясно, как в обычной семье в обстановке любви и внимания, преклонения перед величием культуры из таланта вырастает гений. В этом году Наде Рушевой исполнилось бы 55 лет.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта