Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Мониторинг повышает ответственность законодателя за качество принимаемых законов

Людмила СТОЛЕТНЕВА

Законы должны отвечать потребностям общества, не противоречить друг другу и активно применяться органами исполнительной власти.

А следит за тем, отвечают ли законы этим требованиям, мониторинг законодательства. Не менее важно постоянно отслеживать, как работает закон и обеспечен ли он необходимыми подзаконными актами. Большое значение имеет также изучение судебной практики по применению законов и социологические опросы населения об их качестве. Таким образом, без проведения мониторинга законодательства невозможно высокое качество принимаемых законов и эффективность их применения.

Опытом проведения правового мониторинга поделились участники семинара, который прошел в Московской городской Думе.

Открывая третий межрегиональный научно-практический семинар, председатель Московской городской Думы Владимир Платонов (фракция «Единая Россия») отметил, что с 1993 года в России существует совершенно новая парламентская система, при которой Конституцией четко определены взаимоотношения между исполнительной и законодательной властью и их реальные полномочия, субъекты же Российской Федерации получили самостоятельность и право создавать свое законодательное поле. Владимир Платонов подчеркнул важность проведения мониторинга законодательства с целью изучения результатов действия принятых законов.

Председатель Комиссии Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации Геннадий Бурбулис сообщил, что сегодня каждый закон, который принимается российским парламентом, сразу же начинает сопровождаться изучением практики его применения и эффективности исполнения. Мониторинг права, по его словам, - одна из самых сложных форм социального творчества власти и общества, гражданина и государства. Говоря о необходимости четкого, продуманного плана законопроектной деятельности, отвечающего приоритетам государственной политики, сенатор заметил, что в то же время надо повышать ответственность законодателя за качество принимаемых законов. Рассказав о подготовке ежегодного доклада Совета Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации», Геннадий Бурбулис обратился к представителям регионов с просьбой поддержать эту инициативу.

Мониторинг законодательства, по словам первого заместителя директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Юрия Тихомирова, должен проводиться как на федеральном уровне, так и в органах власти субъектов Российской Федерации. Наша страна, по его словам, долгие годы жила без достаточного законодательного обеспечения: с 1938 по 1988 год в СССР было принято около 100 законов, а за последние полтора десятка лет в России принято почти 2,5 тысячи законов, но гораздо труднее реализовать закон, чем его подготовить.

Депутат Московской городской Думы Валерий Шапошников (фракция «Единая Россия») сообщил участникам семинара о мониторинге московского законодательства, который проводится в столичном парламенте. Так, с сентября 2005 года ведутся паспорта законов города Москвы, в которых содержится информация о законе и его применении. На сегодняшний день уже составлено 235 паспортов, которые можно разделить на три группы: законы о государственном строительстве и местном самоуправлении (69 паспортов), законы о финансово-экономической сфере (98) и о социальной сфере (68). Паспорта законов размещены на официальном сайте Мосгордумы в интернете.

На заседаниях думских комиссий и депутатских слушаниях рассматриваются концепции наиболее значимых для города законов и проекты федеральных законов, отзывы на них и поправки к ним, что предполагает проведение соответствующего мониторинга. В 2006 году на заседаниях комиссий Думы было рассмотрено 129 проектов законов и 131 проект постановлений Московской городской Думы, было одобрено 46 законодательных инициатив. Кроме того, комиссии Думы оценивают практику применения московских законов при рассмотрении протестов и представлений Прокурора города Москвы, экспертных заключений Минюста Российской Федерации, вступивших в силу судебных решений. Надо отметить, что в 2006 году было всего два представления Прокуратуры на законы города Москвы: «О штрафных санкциях за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны животных и Временных правил содержания собак и кошек в городе Москве» и «Об организации деятельности нотариата в городе Москве». В суды в минувшем году было представлено 16 заявлений в отношении законов города Москвы и постановлений Мосгордумы. Судами признаны противоречащими федеральному законодательству Закон города Москвы «Об административной ответственности за попустительство незаконному обороту и незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ» и три закона в части отдельных норм.

Профильными комиссиями Московской городской Думы регулярно рассматриваются справки о необходимости внесения изменений в законы города Москвы в связи с вступлением в силу федеральных законов, которые составляет Государственно-правовое управление Аппарата Думы. Такие справки готовятся в течение трех дней с момента опубликования федеральных законов. Составляется также обобщенная справка за месяц о законах города Москвы, требующих изменений или отмены, которая доводится до сведений всех депутатов. В качестве приложения к справке приводится перечень законов города Москвы, содержащих устаревшие термины, в которые необходимо внести изменения.

Помимо этого, депутаты Московской городской Думы имеют возможность на договорной основе заказывать сторонним организациям проведение экспертных работ по анализу действующих федеральных и московских законов, общественно значимых явлений и ситуаций в общественно-политической и хозяйственной жизни города в целях подготовки необходимых законопроектов. В 2006 году было проведено 69 экспертных работ. Важными элементами мониторинга являются также депутатские запросы, рассмотрение депутатами заявлений, писем и обращений граждан, встречи с избирателями, должностными лицами государственных органов.

В марте 2007 года, сообщил Валерий Шапошников, было принято постановление Правительства Москвы о формировании системы правового мониторинга в городе Москве. В связи с этим можно сказать, что Москва приступила к практическому созданию общегородской системы мониторинга законодательства.

О работе Центра законотворчества Москвы в области мониторинга городского законодательства сообщила его руководитель Надежда Илькина. Она напомнила, что в 2005 году была принята концепция совершенствования законодательства города Москвы, и в этом документе первоочередное внимание уделялось именно формированию системы правового мониторинга в столице. Но дело в том, что на федеральном уровне нет определения термина «мониторинг», поэтому некоторые считают, что мониторинг - это исключительно контроль, по мнению же Надежды Илькиной, мониторинг представляет собой прежде всего системный анализ законодательства, выявление и оценку проблем, возникающих при реализации законов.

Основная задача мониторинга – определить, как закон работает и насколько он эффективен. Возможно, какая-то ошибка была допущена законодателем при формулировании тех или иных норм, поэтому очень важно исключать неоднозначные толкования норм в законопроектах. Цель мониторинга - это оценка эффективности законодательства и последующая оптимизация законодательных норм. В качестве основных форм мониторинга можно обозначить следующие: во-первых, это обязательность подготовки органами исполнительной власти города Москвы правовых актов о мерах по реализации принятых законов; во-вторых, изучение и анализ практики работы органов государственной власти города Москвы по исполнению законов; в-третьих, систематический анализ судебной практики по делам об оспаривании законов и, в-четвертых, проведение социологических опросов населения города, цель которых - выявление проблем, возникающих у граждан в ходе реализации законодательства.

Что же ожидают от мониторинга? Первое - это существенное повышение качества законодательства и правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, и второе - это развитие системы плодотворного сотрудничества: человек, общество, государство.

В Центре законотворчества создано, издается и систематически обновляется собрание действующего законодательства города Москвы. Все правовые акты распределяются по принципу комплексов городского хозяйства, то есть по принципу, идентичному организации системы органов исполнительной власти. Кроме этого, готовятся ежемесячные обзоры, которые включают в себя информацию по изменению федерального законодательства. В рамках таких обзоров обобщается и изучается законодательный опыт регионов, учитывается и судебная практика.

Говоря о формировании в столице системы правового мониторинга, Надежда Илькина отметила, что первым ее этапом станет сбор информации, затем - ее обобщение и анализ, а завершающим этапом мониторинга должно стать формирование ежегодного плана законопроектных работ органов исполнительной власти и подготовка доклада о состоянии законодательства в городе Москве. Такой доклад мог бы включать в себя как результаты проведенного анализа городского законодательства, так и предложения по совершенствованию не только законов, но и самого законотворческого процесса.

Аудитор Счетной палаты Российской Федерации Сергей Рябухин рассказал о предварительном, текущем и последующем контроле бюджетно-финансовых процессов в Российской Федерации. Он отметил необходимость внедрения нового вида финансового контроля - аудита эффективности федеральных целевых программ.

Председатель Законодательного Собрания Пермского края Николай Девяткин заметил, что сегодня законы уже научились писать, а вот исполнять и получать результат не всегда удается. В связи с этим депутаты пришли к выводу о необходимости обязательного анализа исполнения принятых законов. Шесть лет назад был принят закон «О контроле за исполнением законов и постановлений Законодательного Собрания Пермской области», для реализации которого в структуре Собрания был сформирован отдел по контролю за их исполнением.

Помимо этого, каждый комитет Собрания ежеквартально выезжает в муниципальные районы, где депутаты посещают предприятия, организации и учреждения с целью изучения реализации закона. Затем на пленарном заседании делаются выводы, работает принятый закон или нет, и если не работает, то принимается решение о внесении поправок или отмене закона. Аналогичным образом работает и созданный в Законодательном Собрании консультативный совет, в который вошли председатель, его заместители, председатели комитетов и руководители депутатских партийных фракций. В итоге значительно выросло качество и эффективность принимаемых законов, а у депутатов сложился другой подход к формированию законодательной базы.

А для того, чтобы результаты работы стали достоянием гласности жителей Пермского края, в течение уже четырех лет на местном телевидении выходит 20-минутная передача «Как работает закон», где депутаты отчитываются перед своими избирателями, что они сделали после критических замечаний, которые были высказаны при выездном заседании комитета или консультативного совета. Помимо этого, в одной из самых популярных местных газет выходит раз в месяц целая полоса под таким же названием.

В 2002 году депутаты Собрания выступили с законодательной инициативой «О парламентском контроле за исполнением федеральных законов». В случае ее принятия, заметил Николай Девяткин, и Государственная Дума, и Совет Федерации тоже возьмут на себя ответственность за те законы, которые они принимают.

Главный специалист отдела систематизации и анализа применения законодательства правового управления аппарата Самарской губернской Думы Евгений Рябов отметил, что Самарская губернская Дума уже давно разработала свою собственную методику проведения мониторинга, которая изложена в издании «Анализ применения федерального и областного законодательства Самарской области. Теория и практика». В ней отражены основные принципы проведения мониторинга: анализ применения законодательства, его систематизация и разъяснение законодательства, то есть те «три кита», на которых держится правовой мониторинг.

Самарская губернская Дума подключилась к практике подготовки докладов, и первый доклад содержит всю информацию за 11 лет существования законодательного органа Самарской области. В него также включены предложения по изменению федерального и областного законодательства. В рамках этой работы были собраны и проанализированы предложения различных органов государственной власти, в том числе органов местного самоуправления и общественных организаций. В результате было получено 105 предложений, многие из которых были включены в доклад 2006 года.

Говоря о координации федеральных проектов, которые поступают в Совет Федерации от субъектов Российской Федерации, Евгений Рябов предложил координировать и те предложения, которые содержатся в региональных докладах по изменению федерального законодательства.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта