Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Степан Орлов: Главный критерий работы — экономическая эффективность

В. ТЕРЕЩЕНКО

Городские власти наметили недавно ряд важнейших задач в области управления государственными унитарными и казенными предприятиями столицы на 2007 - 2009 годы. На сегодняшний день количество ГУПов сокращено почти в два раза.

ГУПы в настоящее время составляют всего 0,8% от общего количества городских предприятий, в то время как стоимость основных средств госпредприятий - 19,3% от общей стоимости основных средств всех предприятий, зарегистрированных в городе.

По мнению исполнительной власти, ликвидацию ГУПов, фактически прекративших свою деятельность, целесообразно осуществить до конца 2007 года. Планируется разработать, утвердить и реализовать планы реформирования ГУПов, которые подлежат реформированию. Помимо этого, будет продолжена работа по выявлению неэффективно работающих предприятий и выработаны механизмы по их финансовому оздоровлению.

Основная задача, по мнению чиновников, - повышение эффективности государственного сектора экономики, создание конкурентной среды для привлечения инвестиций. О своем видении проблемы и о путях ее решения рассказывает председатель Комиссии Московской городской Думы по городскому хозяйству и жилищной политике Степан ОРЛОВ:

- В любой современной рыночной экономике государственный сектор занимает свое особое и, как правило, весьма значительное место. Полный отказ от него, к чему призывали еще не так давно многие «горе-экономисты», привел бы к необратимым, губительным последствиям и в экономике, и в социальной сфере, и в обеспечении безопасности граждан и государства в целом. С другой стороны, разумеется, излишнее огосударствление экономики может нанести не меньший вред, чем бездумная приватизация. Правительству Москвы всегда удавалось находить «золотую середину» в соотношении между государственным и частным секторами народного хозяйства.

Одним из главных критериев в оценке деятельности государственных предприятий в Москве всегда была экономическая эффективность - налоговые платежи в бюджет города, отчисление от прибыли, создание новых рабочих мест, эффективное или неэффективное распоряжение городским имуществом. Все эти параметры должны учитываться при принятии решения о судьбе того или иного ГУПа.

Реформирование системы государственного сектора Москвы напрямую связано с проведением административной и имущественной реформы в Российской Федерации. Федеральным законом №95 «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъекта Федерации» определено, что в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий по предметам исключительного ведения субъекта, а также по предметам совместного ведения; имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта, государственных гражданских служащих, работников государственных унитарных предприятий, государственных учреждений субъекта РФ; имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. А в переходных положениях этого закона говорится, что перечни всех видов необходимого субъекту Федерации имущества устанавливаются законами субъектов РФ. Этот вопрос до сих пор не решен, и законодательно в Москве никак не урегулирован.

Также в федеральном законе сказано, что до 1 января 2009 года подлежит перепрофилированию или отчуждению в порядке и сроки, установленные законодательством о приватизации, имущество, которое в соответствии с настоящим федеральным законом, иными федеральными законами не передано в федеральную собственность и не может находиться в собственности субъекта РФ. Если подходить к этому буквально и не предпринимать никаких ответных мер, город может лишиться огромной части своего имущества, в первую очередь, используемого для извлечения неналоговых доходов, а также для реализации городской социальной политики.

Целесообразно определить и законодательно закрепить социальные стандарты и социальные нормативы, охватывающие все стороны жизни Москвы в целом и отдельных москвичей в частности. На основании этих стандартов и нормативов будут законодательно определяться минимально необходимые функции органов государственной власти Москвы по созданию достойных условий жизни в городе. При этом часть функций может быть признана избыточной.

С другой стороны, необходимо освободить многие ГУПы от государственных функций, передав их органам государственной власти либо государственным учреждениям. Такое, абсолютно правильное, на мой взгляд, решение было принято недавно в отношении дирекций единого заказчика. Не свойственные им государственные функции будут передаваться государственным учреждениям.

Но, кроме ДЕЗов, в городе еще работает большое количество ГУПов, реализующих государственные, а не хозяйственные функции. Закрепив за органами власти и государственными учреждениями набор определенных функций и прописав четкие регламенты по их реализации, город сможет определить, какие виды имущества необходимы для реализации государственных функций субъекта Федерации. А значит, станет понятно, кто должен этим имуществом распоряжаться: орган власти, государственные учреждения, ГУП или казенное предприятие. Тем самым будет создана нормативная база, согласующаяся с федеральным законодательством. В план законопроектных работ Правительства Москвы включен проект закона о видах имущества, необходимых для осуществления полномочий города Москвы. Вероятно, необходимо ускорить работу над этим законопроектом и вносить его на рассмотрение Мосгордумы.

Нельзя принимать решения о развитии, либо, наоборот, о реорганизации или ликвидации ГУПа, либо о его акционировании, не представляя себе, как будет развиваться отрасль, в которой он работает. Особенно это актуально для сферы городского хозяйства. В ведении Комплекса городского хозяйства находится большая часть ГУПов города Москвы, не считая окружных ГУПов. Чрезвычайно важно сначала разработать целевые программы развития той или иной отрасли, понять, какое место в этой отрасли играют или должны играть ГУПы, а какое - хозяйственные общества. Отрадно, что началась подготовка целевой программы по организации управления многоквартирными домами, разрабатываются и уже реализуются программы в сфере капитального ремонта, наземного транспорта, водоснабжения и водоотведения. Без целевых программ и без отлаженной системы мониторинга и контроля за их показателями будет очень трудно принимать обоснованные решения по судьбе ГУПов.

Кроме городских целевых программ, утверждаемых постановлениями Правительства либо законами города, начинается активная работа еще с одним видом программных документов. Я имею в виду производственные и инвестиционные программы организации коммунального комплекса, обеспечивающие электро-тепло-водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию твердых бытовых отходов. Согласно федеральному закону №210, их согласовывают или утверждают представительные и исполнительные органы местного самоуправления, а в Москве - органы государственной власти.

То есть вся производственная и инвестиционная деятельность крупнейших городских коммунальных организаций, а это в основном ГУПы, утверждается городом по особой процедуре в виде специальных программ. Пока такие программы утверждены законом города Москвы только в электроэнергетике. Необходима совместная работа Комплекса городского хозяйства и Департамента имущества по выработке четкого механизма разработки, согласования и утверждения таких программ, особенно применительно к ГУПам.

Вообще в настоящий момент сфера жилищно-коммунального хозяйства активнейшим образом реформируется, и реформы эти, конечно, затрагивают государственные предприятия, работающие в отрасли.

Согласно постановлению Правительства Москвы «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации», будет реорганизована вся система районных ДЕЗов, иными словами - от одного субъекта к другому будут переходить функции, имущество, кадры.

Очень важно, устраняя все недостатки в работе ДЕЗов, не потерять опытные кадры, наработанные методики и технологии. Главное - чтобы в переходный период москвичи не ощутили понижения качества обслуживания. Все наши реформы, особенно в ЖКХ, должны повышать, а не снижать комфортность жизни горожан.

Я не случайно затронул тему кадров, работающих в ГУПах и, соответственно, распоряжающихся городским имуществом. Мне кажется, один из путей роста эффективности работы ГУПов - повышение квалификации и образовательного уровня менеджера высшего звена. Необходимо закрепить в нормативных документах Правительства Москвы или в городском законодательстве обязательность высшего профессионального образования по соответствующей отрасли либо общеэкономического или общеуправленческого - для руководителей городских ГУПов.

Стремясь к повышению эффективности использования городского имущества и к развитию городской экономики, город принимает решения о реорганизации тех или иных ГУПов в открытые акционерные общества, согласно федеральному закону о приватизации.

К сожалению, от принятия решения до завершения создания ОАО, в котором сто процентов акций принадлежит городу, проходит весьма долгое время. Например, из 143 предприятий, подлежавших приватизации в 2005 году, до настоящего времени не завершен процесс в отношении 29 предприятий. Из 57 предприятий, подлежавших приватизации в 2006 году, до настоящего времени не завершен процесс в отношении 27 предприятий. Одна из причин таких задержек - усложненный порядок реорганизации ГУПов в ОАО, связанный с регистрацией эмиссии акций. Если такой порядок и оправдан в случае реорганизации крупных предприятий, то назвать его целесообразным в отношении маленьких предприятий с небольшим штатом и небольшими оборотами очень сложно.

На мой взгляд, нужно разработать и внести в Государственную Думу проект изменений федерального закона о приватизации, в котором разрешить реорганизацию небольших ГУПов в общества с ограниченной ответственностью, полностью принадлежащих государству, так же, как и соответствующие ОАО. В случае принятия таких поправок, город выиграет по каждому предприятию минимум несколько месяцев и сэкономит бюджетные средства, так как регистрация ОАО дороже, чем регистрация ООО. Судите сами: минимальный уставный фонд в открытом акционерном обществе - 100 тысяч рублей, а в обществе с ограниченной ответственностью - 10 тысяч.

Еще одна важная тема - контроль за деятельностью предприятий. Профессиональный независимый аудит может стать значимым фактором повышения эффективности деятельности ГУПов. Но, как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. ГУПы самостоятельно выступают заказчиками по аудиту собственной деятельности. Практически все нарушения и недостатки финансово-хозяйственной деятельности ГУПов за последние годы были выявлены не в результате аудиторских проверок, а в результате проверок государственных контрольных органов. Это говорит о недостаточной результативности аудита.

Наконец, я бы предложил наделить функциями государственного заказчика по отбору аудиторских организаций для ГУПов города Москвы либо Департамент имущества, либо отраслевые департаменты. Или, как вариант, разделить между Департаментом имущества и отраслевыми департаментами, по тому или иному критерию, право выбора аудиторских компаний и организаций.

Я убежден, что государственный сектор городской экономики должен быть меньше, но работать должен эффективнее в интересах москвичей и всего города в целом. А для этого одни государственные предприятия нужно развивать, освобождая их от несвойственной функции, а другие реорганизовывать в хозяйственные общества, заставляя конкурировать с другими частными компаниями.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта