Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Гибэдэдист всегда прав

Такую «поПРАВку» пытаются протащить в КоАП отдельные депутаты Госдумы. Автомобилисты грозят бунтом

Елена Наташкина

В пятницу на пленарном заседании Госдума в первом чтении приняла один из самых обсуждаемых законопроектов этого года - поправки в КоАП, серьезно ужесточающие ответственность за езду не по правилам. Несмотря на то, что документ, впервые вынесенный на рассмотрение в начале прошлого года, вызвал немалый общественный резонанс и несколько акций протеста по всей стране, в положительном решении парламентариев мало кто сомневался. 320 депутатов «за», 61 - «против».

По словам одного из авторов законопроекта, депутата-единоросса Владимира Плигина, «более либерального документа в Европе просто не существует». Автомобилисты с этим в корне не согласны и обещают в случае принятия документа в том виде, в котором он существует сейчас, форменный бунт.

В общей сложности изменения ждут 37 статей КоАП. Самые радикальные ужесточения касаются:

- проезда на красный свет (1 - 1,5 тысячи рублей или лишение прав на 2 - 4 месяца, вместо нынешних 100 рублей штрафа);

- превышения скорости (за езду на 40 километров в час выше положенной - 1 - 1,5 тысячи рублей либо лишение прав на 2 - 4 месяца, в то время как сейчас нарушитель карается суммой в 100 - 300 рублей);

- выезда на полосу встречного движения (2 - 2,5 тысячи рублей либо лишение прав на 4 - 6 месяцев, вместо 300 - 500 рублей или лишения прав на 3 - 4 месяца);

- неостановки по требованию сотрудника ГИБДД (вместо штрафа 200 - 500 рублей - 2 - 2,5 тысячи рублей либо лишение прав на 1,5 - 2 года);

- езды в пьяном виде (5 тысяч рублей или административный арест на 15 суток).

Кроме того, авторы законопроекта предлагают забыть о 50 рублях и взять за минимальный штраф сумму в 300 рублей. Это, по мнению депутатов, во-первых, позволит повысить собираемость штрафов, а во-вторых, реализовать основную идею поправок – штрафы должны быть такими, что их не захочется платить.

- Повышать штрафы для населения в 5 - 15 раз – неприемлемо! Это фактически уровень Западной Европы. А зарплаты в России совсем не европейские! – возмущается лидер общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. - Средняя зарплата по стране около 10 тысяч рублей, в регионах 5 - 7 тысяч, пенсии – 2 - 3 тысячи. То есть для подавляющего большинства водителей страны уплата штрафа может обернуться голоданием. Жить-то будет не на что. Согласен, в ряде случаев ужесточения нужны. Например, повышение штрафов за непристегнутый ремень безопасности, отсутствие шлема у мотоциклиста, вождение в нетрезвом виде или нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог. Повышение штрафов по этим пунктам действительно может спасти не одну человеческую жизнь. Однако повышать надо в разумных пределах, например, на величину инфляции с даты принятия КоАП по сей день, т. е. с 2002 по 2006 год. Инфляция за это время составила 70%. Значит, штрафы для населения максимально можно увеличивать в 1,5 - 2 раза от нынешнего уровня, но никак не в 5 - 15 раз! Минимальным штрафом можно сделать 100 рублей, вместо нынешних 50, но не 300!

Помимо удорожания штрафов, серьезные претензии у автолюбителей вызывает выбор статей КоАП, которые «народные избранники» решили подправить. Например, штрафы за превышение скорости. Авторы явно не учли тот факт, что скоростной режим у нас зачастую установлен, мягко говоря, неразумно. Взять хотя бы ограничение скорости до 60 километров в час на Третьем транспортном кольце. Глупость? Глупость. Или ограничение скорости до 90 километров в час на участке Варшавского шоссе от Москвы до «бетонки». Состояние дороги вполне позволяет установить предельную скорость движения как минимум 110, а то и 130 километров в час.

Сюда же можно отнести пункты, касающиеся не предоставления приоритета (вопрос, что делать людям, которые стоят в глухой пробке и просто физически не могут уступить дорогу) и неостановки по требованию сотрудника милиции. В связи с тем, что эти статьи не требуют доказательств, нечистым на руку стражам порядка открывается широкое поле для деятельности. Схемы провокаций давно разработаны и не раз приводились в действие. Проблема в том, что в случае принятия закона цена будет уже совсем другая.

Не может не напрягать количество союза «или» в абсолютном большинстве формулировок наказаний, и тот факт, что выбирать меру пресечения будет сотрудник ДПС. Оштрафовать на 5 тысяч или посадить на 15 суток? Оштрафовать на 2,5 тысячи или оставить без прав на полгода?

- Любая возможность различной трактовки закона - путь к коррупции, - замечает Вячеслав Лысаков. - Никаких «вилок» (диапазоны размера штрафа, в рамках которого решение может принимать инспектор. – Е. Н.) быть не должно: одно нарушение – одно наказание. Если нарушение может быть разной степени тяжести, то необходимо прописать объективные критерии по каждому случаю, но не оставлять решение на субъективное усмотрение инспектора.

Между тем предлагаемые г-ном Плигиным и его сотоварищами поправки касаются не только сумм штрафов, но и процедуры их оформления. Так, например, штрафы за мелкие нарушения – непристегнутый ремень безопасности, нечитаемые номера или разговоры по мобильному без использования гарнитуры – сотрудники ГИБДД смогут брать вообще без составления протокола. Кроме того, для выписывания штрафов планируется задействовать автоматику. Экспериментальная система слежения за дорогой уже установлена в Москве на Минском шоссе. На фотоснимках - номера машин и их скорость. За сутки на этом участке можно выписывать по 20 тысяч штрафов. И никакой коррупции, уверяет г-н Плигин, камера соврать не может.

- Если бы наши законотворцы действительно хотели искоренить коррупцию, то они бы оснастили камерами слежения не дороги, а все машины и посты ДПС, и обязали бы инспекторов фиксировать как сам момент нарушения, так и весь ход общения с водителем. Вот тогда система отношений «инспектор - водитель» действительно стала бы прозрачной, - парирует водитель Игорь Верещагин. – А так что же получается? Кто бы ни сидел за рулем, оплачивать штраф придется владельцу. Ведь штраф автоматически будет выписываться тому, на чье имя зарегистрирована машина. А у нас, между прочим, энное количество автомобилей продано по доверенности. А как же презумпция невиновности?

Но самым раздражающим фактором во всей этой истории является то, что народ опять стал козлом отпущения. И депутаты, и представители МВД, и сам президент неоднократно заявляли, что для снижения уровня смертности на дорогах (за 10 лет в России в авариях погибли 350 тысяч человек) необходим комплекс (!) мер: ремонт дорог, реформа ГАИ и увеличение штрафов. Только при совокупном выполнении всех этих трех условий можно добиться положительного эффекта, замечали специалисты.

А что мы в итоге имеем? Дорожный фонд по-прежнему не создан, рытвины и ухабы на проезжей части стали только глубже. О реформе Госавтоинспекции никто даже не заикался. Более того, авторам поправок в КоАП даже не пришло в голову наряду с увеличением штрафов для водителей позаботиться об ужесточении ответственности сотрудников ГИБДД за получение взяток и превышение полномочий. А между тем, согласно данным департамента собственной безопасности МВД России, за 2005 год число преступлений в милиции выросло в полтора раза - в общей сложности стражи порядка преступили закон 45 тысяч раз. И это только доказанные случаи! Сотрудники ГИБДД в этом списке на почетном третьем месте.

После принятия законопроекта в первом чтении депутат Плигин пообещал членам палаты учесть высказанную в адрес документа критику и пересмотреть размеры наказаний с «учетом материального положения нарушителей». Однако верится во все это с трудом. Сложившуюся в последние годы тенденцию в принятии законов лучше всего, сам не подозревая того, сформулировал под занавес заседания коллега Плигина по партии депутат Владимир Семаго: «Закон необходимо принимать в первом чтении. Даже для второго чтения он уже хорош. А потом, через полгода, посмотрим, насколько этот закон войдет в правоприменительную практику, и, возможно, вернемся к чему-то, возможно, что-то поправим».

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта