Последний настоящий царь
Елена Плахова
Эдвард Радзинский завершил свою трилогию «Три царя». Первой фигурой, к которой обратился писатель, был несчастный царь Николай II. Затем внимание писателя и, безусловно, его читателей привлек Иосиф Сталин. Теперь - последний романтик на троне Александр II.
Надо сказать, что книге Эдварда Радзинского великий промоушен сделал в России американский президент Джордж Буш. Писатель, в традициях нашего времени, так сказать, зашел с Запада. И то верно: многое стоящее из русской словесности первоначально увидело свет там и имело успех, например «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына... Но так вот, с книжкой в руке, президент США не пропагандировал и его. Радзинский - мастер выбирать место и момент появления своих произведений. Многие его книги были подкреплены телевизионными версиями в исполнении самого автора и имели огромный читательский успех. Теперь вот «Александр II» является бестселлером.
Впрочем, книга завоевала большое внимание не случайно. Все-таки, и это во-первых, Эдвард Радзинский - тонкий знаток человеческих душ. Великолепный рассказчик, он умеет увлечь читателя, проникновенно поведать ему что-то такое, что он давно знает сам, но что ему покажется откровением. В его произведениях исторические факты, реалии, впрочем, даже правда, хотя Радзинский всегда декларирует себя как историка, - не самое главное. Главное - то, как он, замечательный писатель, это подает, как все, о чем он повествует, раскрывает героя произведения - психологически, нравственно, исторически. Драматургически. Историк Радзинский - очень известный драматург, автор пьес, ставших классикой советской сцены.
Ну, а теперь - собственно о книге «Александр II. Жизнь и смерть» (издательство «АСТ»).
Этот внушительный том и оказался в руках президента США, возглавляющего коалицию государств по борьбе с терроризмом. Дело в том, что историк Эдвард Радзинский и заинтересовался судьбой этого российского императора, о котором, кстати, написана не одна книга - вплоть до художественных, которые, представьте, позиционируют как «женские романы». Это, конечно, яркая и действительно романтическая фигура - «морганатическая» супруга Александра II, известная как княгиня Юрьевская, его бурный роман, переросший в глубокое чувство, отводят государю совершенно особую роль в Доме Романовых. Ну, а в истории Александр II - царь-освободитель, даровавший свободу крепостным и убитый террористами в канун подписания новой российской конституции. Разрушивший существовавший веками уклад жизни и ставший жертвой террористов...
И это, собственно, и стало предметом пристального внимания историка. Что есть терроризм, каковы его корни, откуда взялись боевики, бомбисты, идеологи? Как от цареубийства - своеобразного акта терроризма гвардии - и в случае переворота в пользу Елизаветы Петровны, и убийства Петра III, Павла I и попытки (что также рассматривалось соучастниками) насильственного свержения Николая I - пошел терроризм, так сказать, общественный, затронувший представителей самых разных слоев общества. Этот многоликий террористический «корпус» показывается и исследуется автором серьезно и тщательно. Все эти фигуры так называемых (в советском прошлом) «пламенных революционеров» получили надлежащую оценку. Кстати, так же серьезно и глубинно исследуются и предметы этих «пламенных» борцов, все эти неистовые критики и идеологи, которые то «колоколом» из Лондона, то из петербургских салонов и редакций будили и будоражили сознание людей, революционизировали, как могли, русскую разночинную интеллигенцию и, по мере того как создавался и формировался пролетариат, - и массы рабочих.
Короче говоря, Радзинский ярко, доходчиво, очень образно и своеобразно показывает эту страшную страницу русской истории, которая выросла затем и в тома «Архипелага ГУЛАГа», и в историю КПСС, и в советскую историю и литературу. «Александр II. Жизнь и смерть» - книга, которая значительно шире заявленной темы. И, например, лично для меня - намного интереснее. И не знаю, надо ли говорить, но все-таки скажу: мечтаю услышать и увидеть эту книгу на экране TV в исполнении автора - Эдварда Радзинского, непревзойденного рассказчика и интеллектуального собеседника миллионов.