Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

По закону джунглей

Новогодние распродажи: 100 пишем, 5 – в уме

Екатерина ГОЛОВИНА

Конец декабря – традиционное время предпраздничных скидок. Не стоит обольщаться и верить глазам своим: денег из вас все равно вытянут по максимуму.

- Решила я тут недавно поменять на диване плед и декоративные подушки, - позвонила в «Книгу жалоб «МП» Анна Вячеславовна. - Поехала в один известный магазин, подобрала плед и одну подушку в тон. А через пару дней меня «стукнуло», что надо бы уравновесить красоту второй подушкой. А тут как раз в магазине началась грандиозная распродажа - реклама и на улице, и по телевизору - типа 50% на все. Вот, думаю, подфартило. Но представьте себе мое удивление, когда я увидела перечеркнутую красным цену, в два раза больше той, что я заплатила, а распродажная цена была как раз та, по которой я и покупала. Я даже хотела за чеком съездить и «наехать» на них с этой фальшивой распродажей. Но потом плюнула - дел перед праздниками по горло, не до разборок. Единственное, для себя твердо решила – ноги моей больше в этом магазине не будет!

Что уж говорить, отечественные распродажи по-прежнему все больше смахивают на игру без правил, в которой победитель неизменен и заранее определен. Единственный выход для обреченной стороны – досконально изучить «законы джунглей», подружиться с головой и не поддаваться на происки неприятеля. Ведь предупрежден – значит, вооружен. Вооружаться будем с помощью Андрея Склярова, закупщика (правда, уже в прошлом) одного из столичных бутиков.

- Начнем с того, что предпраздничные распродажи – это общемировая практика, - приступает к ликбезу Андрей. – Таким образом продавцы привлекают к себе как можно больше покупателей. Причем, особенно не мелочатся: стандартный размер скидок – 30, 50 и 70%. Как правило, это касается одежды, гораздо реже – техники. Ну, есть еще специальные предложения в продуктовых магазинах, но их мы брать не будем. Самые реальные скидки – 30-процентные. Если человек часто ходит в один и тот же магазин (при условии, что магазин «честный»), то вполне может сравнить, «что было», с тем, «что стало». Скидки в 50% и выше делают, как правило, на очень малое количество вещей – обычно на то, что плохо продается или на то, чья себестоимость реально крайне мала. Ни в том, ни в другом, ни в третьем случае магазин внакладе не останется никогда – за счет наплыва покупателей он все равно получит сверхприбыль.

Но это на цивилизованном Западе. У нас магазины в распродажные дни могут рассчитывать на гиперприбыль. Потому что «честных» среди них, наверное, меньшинство.

- Не секрет, что накрутки на многие вещи у нас действительно бешеные, - продолжает Андрей. – Тот, кто часто ездит за границу, знает. Скажем, если в Австрии подлинную сумку «Луи Виттон» можно купить за 400 - 500 евро, то в ГУМе за эти деньги вы приобретете разве что кошелек. Бухгалтерия в бутиках такая. Как правило, уже первые 30% человек, купивших товар из новой модной коллекции, с лихвой покрывают все основные и дополнительные расходы продавцов (закупка товара, расходы на транспорт, растаможка, аренда и т. д.). Следующие 30 - 40% приносят уже чистую прибыль. Оставшиеся 30% - это уже сверхприбыль. Поэтому слегка сбавить цену перед Новым годом – не проблема. Внакладе, повторяю, никто не останется. А если не сбавлять, а лишь сделать вид, то и вообще никаких проблем.

По словам Склярова, одним из излюбленных «финтов» магазинов одежды является фокус с размерами. Заходите вы, например, в магазин, видите свитер с бумажной блямбой «Скидка 50%!» и радуетесь тому, что он реально подешевел (месяц назад своими глазами видели: стоил в два раза больше!). Вы, окрыленный, бежите к кассе. И там-то вас и огорошивают: «минус 50%» касается лишь свитеров карликового размера XS, ваша же L-ка по-прежнему стоит в два раза больше.

Часто используют торговцы и такой ход. На витрине вывешивают огромный транспарант «Скидка 70%». Офигевший от доброты маркетологов народ, понятно, кидается к прилавкам, потрясая кошельками… Однако в торговом зале, приглядевшись к ценникам, обнаруживает, что вещи подешевели максимум процентов на 10. Настроение у народа, конечно, слегка падает, но тут же срабатывает психология: раз уж пришли, надо хоть что-то купить…

Кстати, часто завлекательные транспаранты не сходят с витрин чуть ли не круглый год. Меняется лишь повод – сначала скидки делают по случаю Нового года, потом – по случаю Рождества, Дня святого Валентина, 23 февраля, 8 Марта и т. д. Нетрудно догадаться, что в реальности это означает, что никакими скидками тут даже и не пахнет, а исходную цену товара не помнит ни один продавец.

Не стоит, по словам Склярова, покупаться и на призывы «покупаете ТО – получаете СЁ в подарок», так как в цену первого обязательно включается цена второго.

Что касается скидок на технику, то с ними и вовсе грустно. Так как тут действует все тот же принцип «На тебе, боже, что нам не гоже».

- В магазинах нашей сети, например, никогда не указывается снижение цены в процентах, - рассказал «МП» Максим, менеджер одного из крупных магазинов электроники. – Просто выставляем на подиум стиральную машину, прикрепляем бумажку «Цена снижена», рисуем рядом какие-нибудь «9999 руб.», и все. Да, «9999» - это рублей на 300 меньше, чем неделю назад. Но в реальности го-о-о-раздо больше реальной стоимости машины, красная цена которой тысячи четыре. Тут расчет на то, что ее реальную цену узнать просто невозможно – с зарубежными аналогами не сравнишь, себестоимость никто не знает, у так называемых «конкурентов» на ценниках примерно те же цифры и т. д. Да и на подиум, если честно, выставляются не самые хорошие модели. Как правило, это неликвид или что-нибудь не сильно качественное.

К сожалению, никакой управы на все эти хитрые ходы нет.

- Цены в магазинах у нас свободные, сверху никак не регулируются, предприниматели сами устанавливают их, - огорчила нас Жанна Ефимова, юрист Московского общества защиты прав потребителей. – И никаких административных или тем более уголовных кар против фальшивых скидок в нашем законодательстве не предусмотрено. Да и люди у нас на распродажи особо не жалуются. Единственные жалобы, которые я могу вспомнить, были на то, что продавцы отказывались вернуть деньги или обменять некачественный товар, мотивируя это тем, что он, дескать, был куплен в распродажу. Это, к слову, нарушение закона, и такие продавцы за самоуправство могут здорово поплатиться.

Вот такая получается узаконенная обдираловка. И ведь идем, несемся, летим, как утки на манок, завороженные сладкими скидочными обещаниями!

- Всему виной неистребимая любовь к халяве, - объяснила «МП» феномен практикующий психолог, член Профессиональной психотерапевтической лиги Ольга Морозова. – А проще говоря, элементарная жадность и инфантилизм. Ведь многие люди превращаются в магазинах в этаких капризных карапузов, которые, увидев яркую игрушку, тут же тянутся к ней с воплем «Хочу!». Срабатывает банальный хватательный рефлекс, инстинкт, данный нам природой (вспомните животных, делающих запасы на зиму и отъедающихся впрок). Видишь изобилие – должен унести по максимуму, чтоб хватило на черный день. Это свойство психики и используют на полную катушку рекламщики, усиливая эффект специальными приемами, воздействующими на подсознание (особый свет, особый запах, распыляемый в зале, бесплатные дегустации, хитрая выкладка товаров на полках и т. д.). Кстати, в переполненном зале страсть к покупкам, как правило, возрастает – люди подсознательно «накручивают» друг друга, срабатывает принцип резонанса, эмоционального «заражения».

Как же обеззаразить себя любимых в предновогодней магазинной толчее? По словам психологов, нужно вспомнить лозунг «Налетай, торопись, покупай живопись!» и поступить строго наоборот:

- Никогда не спешите заплатить деньги за товар, на который объявлена супергипермегаскидка, - предупреждает Ольга Морозова. – Подумайте: а оно вам надо? Если не испытываете в товаре острой необходимости, отложите его на потом, пообещав себе, что вернетесь за ним в следующий раз. Причем тут должно действовать правило: чем дороже, тем на больший срок нужно отложить это самое «потом». Составляйте список необходимых покупок и старайтесь ему строго следовать.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта