Когда зарождалась ересь
Лев МОСКОВКИН
Cборник писателя Алексея Иванова «Земля-Сортировочная» (издательство «Азбука-классика»), известного романами «Золото бунта», «Сердце Пармы», «Географ глобус пропил», «Общага-на-Крови», включает четыре его ранних произведения конца восьмидесятых - начала девяностых годов: «Земля-Сортировочная», «Победитель Хвостика», «Охота на «Большую Медведицу», «Корабли и галактика».
Писатель как бы сварил компот из имеющих хождение новостей и сумел представить сей кулинарный продукт в качестве отражения народного сознания. Блестящая стилистика в описании ситуаций делает произведение самодостаточным, но автору этого мало, и он художественно выстраивает из будней захолустного разъезда фантастику галактического масштаба.
Зеленым человечкам из космоса с глазами на стебельках уже необязательно проводить свои звездные разборки собственноручно. Душу контрразведчика можно внедрить в котенка. Специальная таблетка в пельменях может превратить посетителя общественной столовой в инсургента, галактического повстанца или андроида-диктатора. Таким образом, взвод бойцов умещается в небольшом пенале, как из аптеки. Вселившаяся в корову инопланетная душа заставляет несчастное животное сверлить лазерным лучом информаторий повстанцев, замаскированный под водонапорную башню.
Повести написаны в стилистике братьев Стругацких в явной форме шутливой пародии на их произведения, вывернутой наизнанку.
Но вот что интересно: в каждой шутке содержится не более чем доля шутки, какие новые бесы опять вселились в наши души - неизвестно, но автор их работу хорошо отобразил.
«Охота на «Большую Медведицу» отправляет читателя в космическое путешествие по человеческой душе, пока еще юной. Завершается путешествие в масштабно-литературном полотне «Корабли и Галактика». Чтобы выписать это, нужен, кроме всего прочего, талант особого рода, чувствующий звучание заимствованных и вновь сгенерированных слов. Две сотни страниц чистой выдумки читается с напряженным вниманием, как остросюжетный детектив. Завершение чтения приносит ощущение понимания настоящего и видения будущего.
Вот, например, из рассказа старшего героя - корабельщика о себе.
«Когда мне исполнилось шестнадцать лет, с Птэриса меня направили учиться на Эрию в сам Нанарбек. К тому времени я уже знал наизусть и Галактическую Лоцию, и книгу о Полночи в Мироздании. Дорога от Птэриса до Нанарбека оказалась впятеро длиннее, чем я рассчитывал. Ересь оплетала миры Галактики, и люди начинали бояться Кораблей. Никто уже не осмеливался летать на большие расстояния. За перевоз на ближайшую планету требовали огромную плату. Я видел, как смута зреет в людских сердцах, и от этого возрастало мое желание познать истину. Я сумел добраться до Нанарбека и, пройдя испытания, был принят простым послушником.
Я не заметил, как прошли годы. Радость познания заслоняла от меня мир. Страшные беды, надвигающиеся на Нанарбек: предательство трусов, бунт невежд, гибель мудрых, ненависть к кораблям, - почти не трогали меня. Я прошел все ступени Чужой Мудрости и вышел на рубеж откровения. Но мир уже сошел с орбиты.
Всюду уже пылал огонь, лилась кровь. Обезумев, люди уничтожали и Корабли, и друг друга. Корабельщикам отрубали сначала руки, а потом головы. Дома их жгли, заперев внутри жен и детей. Верфи громили. Корабли разламывали на куски... Миллионы людей насмерть дрались друг с другом за право строить или разрушать Корабли. Полусумасшедшие проповедники горланили на каждом углу».