Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Поэт-милашка

Александр Славуцкий

Такой милый! А кто это?» - воскликнула одна моя знакомая, взглянув на фотографию, вынесенную на обложку новой книги стихов Дмитрия Быкова «Последнее время» (издательство «Вагриус»). Фотография, прямо скажем, прелестная: в чуть наклоненном вправо лице, с немного лукавой улыбкой и по-детски чистыми глазами есть даже что-то ангельское и трогательное. В нем столько прелестной детскости, наивности, что, думаю, не одно женское сердце вздрогнуло, увидев это фото.

Когда же начинаешь читать книгу, то с изумлением ловишь себя на том, что перед глазами снова и снова появляется этот снимок. В сущности он довольно точно выражает собой и поэтику Быкова. Хотя книга и называется «Последнее время», она вместила в себя стихи, баллады и поэмы, написанные с конца 80-х годов прошлого века и по год нынешний. Но оказывается, что все эти опусы, разделенные годами и даже десятилетиями, объединяет многое. И прежде всего та самая детскость, где-то переходящая в стеб, а где-то просто в трогательную дурашливость, которая, собственно говоря, и является главным содержанием поэзии Быкова. На какой странице эту книгу ни открой, всюду наталкиваешься на игру: где-то смысловую, где-то лексическую, порою на уровне ассоциаций, а порою и понятий и так далее. Очевидно, творческая задача, которую перед собой когда-то поставил автор и служить ей продолжает, - это развлечься самому и поразвлечь читателя. Поскольку смех, как известно, продлевает жизнь, то цель бесспорно благородная, но, согласитесь, какая-то мелковатая. Хомо сапиенс, то есть человек разумный, в контексте этой книжки превращается в человека играющего.

Никто уже не станет

резать вены -

И слава тебе господи! - из-за

Моей предполагаемой

измены

И за мои красивые глаза.

Не жаждут ни ответа,

ни привета,

Взаимности ни в дружбе,

ни в любви,

Никто уже не требует поэта

К священной жертве -

бог с тобой, живи

И радуйся! Тебе не уготован

Высокий жребий,

бешеный распыл:

Как будто мир во мне

разочарован.

Он отпустил меня -

и отступил.

Автор, надо сказать, не лишен стихотворного мастерства и с завидной легкостью рифмует, выдерживает различные размеры, формы строф. Но и в этом ощущается что-то детское. Примерно так двенадцатилетнее чадо демонстрирует зашедшим в гости родственникам свои успехи в игре на фортепиано: вот, посмотрите, и так могу, и вот так, а еще так и даже вот этак. Вот и у Быкова примерно то же самое. Все написанное им просто дышит самолюбованием и довольством своим виртуозным владением словом. Но за этим порою любопытным словотворчеством не ощущается главного и существенного, ради чего все это было написано и что бы Быкову хотелось бы донести до своего читателя. А без подобной потребности что-то сказать само существование стиха становится весьма условным. Конечно, и подобная литература имеет право на существование. А почему бы и нет? Но только при все большем и большем погружении в книгу возникает нарастающее ощущение пустоты и вторичности написанного Димой, постепенно переходящее в раздражение на самого себя, что ты теряешь на такое бесполезное чтение драгоценное время. Так что если и читать эту книгу, то, наверное, это надо делать небольшими частями, по кусочкам. Скажем, несколько минут по утрам для повышения настроения. Все-таки Дима Быков - парень милый, ну очень милый, просто поэт-милашка.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта