Бичом по...
Елена Плахова
Новая книга Юрия Арабова, писателя, ставшего еще более известным после того, как расширил и слегка подправил пастернаковского «Живаго» для НТВ, называется таинственным и мудреным словом «Флагелланты». Оно, впрочем, тут же растолковано для плохо понимающих на обложке издания. Мудрый «Вагриус», выпустивший книгу, поступил совершенно правильно. Конечно, у Арабова, как у всякого известного и хорошего писателя, есть свои почитатели, но ведь есть еще и те, кто захочет впервые обратиться к творчеству этого автора...
«Флагелланты», т. е. самобичующиеся, роман не простой. То есть поначалу-то кажется, что это такое вот повествование о житье-бытье московского интеллигента, этакие мемуары сорокалетнего, оставшегося на обочине жизни человека. Действие происходит в 1999 году, когда жизнь многих оставила на обочине. Растерявшиеся люди, у которых более нахрапистые ребята отнимали все или почти все, вплоть до возможности заработать на кусок хлеба, пытались объяснить для себя хоть что-то - и не находили ответа... А жизнь у героя книги с мудреным именем Иаков была поначалу совсем хорошая: мама - солистка Большого театра, квартира - отдельная, сестра - умница, и впереди красивая музыкальная карьера...
К 1999 году герой читает во время концерта, сидя с гобоем за пультом в оркестровой яме, Уилки Коллинза, дома его ждет полусумасшедшая мать - инвалид и сестра «с наклонностями». Вскоре, однако, и это относительное благополучие летит в тартарары. Оркестр закрывают, потому что его репетиционная база приглянулась «крепким ребятам», и, как говорится, где «медь звенела», стали «стучать железом».
Поиск работы привел Иакова в странное учреждение, этакое «нии-гаво», в котором деньги делаются из воздуха, и задача работающих - тратить огромные свои зарплаты таких же интеллигентов-бедолаг желательно разумно...
Но деньги не делают мать молодой и здоровой, а сестру любящей и доброй. Все идет прахом, и герой, пока до него не добрался таинственный «Молох», карающий тех, кто не умеет денежки тратить, решает в буквальном смысле слезть с этого корабля. То есть зарыться в землю и жить там. Наказать себя, умертвив себя, как флагелланты умерщвляли свою плоть. Как наши схимники уходили от мира «в колоду», как... Короче, аналогов этому поступку много, но суть одна: современный сумасшедший мир непонятен современному герою-интеллигенту, враждебен ему, и уход от него - и форма протеста, и безумие. Похоронить себя заживо, как это делал Иаков, кажется, лучший способ выжить...
Книга злая, больная и страшная. Иаков - ироничен, инертен, умен и честен. Жаль его. Какие к черту флагелланты - это мы с вами, порой за гроши работающие, занимающиеся, несмотря ни на что, любимым чистым делом, бредем по жизни, ища приюта, и шальные деньги, если вдруг такие появляются, как и Иакову, жгут руки и тянут на дно, как якорь. Не так ли?