Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Каникулы — на пользу

На вопросы, поступившие по «горячей линии» акции «МП» «Дети Москвы», отвечает заведующая лабораторией проблем управления социальными системами защиты детства Столичного гуманитарного института Вероника ОСЛОН.

Страшная трубка

Любовь Ивановна, экономист:

- Моему сыну 12 лет, а он до сих пор боится подходить к телефону. Саша общительный, контактный мальчик, а вот разговаривать по телефону даже с бабушкой, которую очень любит, отказывается. Я иногда оставляю мальчика дома одного и, естественно, волнуюсь, как он там. Звоню, а к телефону никто не подходит. Прибегаю в панике домой - он спокойно делает уроки. Свое поведение объясняет просто: «Не хочу». Что делать?

- Любовь Ивановна, очень хорошо, что вы серьезно относитесь к переживаниям ребенка и ищете выход из создавшейся ситуации. Переживание страха для человека абсолютно естественно. Можно сказать, что именно страх и спас человечество от вымирания. Он сигнализирует человеку о возникшей угрозе, защищает и обучает его, способствует познанию окружающего мира. В процессе развития каждый ребенок обязательно переживает какие-то страхи, характерные для его возрастного периода и проходящие со временем. Но некоторые страхи, которые он приобретает в жизни, не связаны с возрастом, их преодоление требует особых усилий. Страх может быть вы зван воображаемым или реальным событием. Можно сделать предположение, что ваш сын именно по телефону получил известие, так напугавшее его. Он мог даже «забыть», «вытеснить» это сообщение, но собственный страх он запомнил. Это способствовало формированию стереотипной, т. е. постоянно повторяющейся реакции на телефон как на источник неприятностей. А может быть,страх связан у него с ожиданием реальной угрозы, которую он боится услышать по телефону? Тогда нужно принимать срочные меры по обеспечению безопасности ребенка. Во всяком случае необходимо выяснить причину и время появления подобной реакции на телефон.

Как вести себя родителям, когда ребенок переживает страх? Во-первых, ни в коем случае нельзя ругать ребенка за его страхи или смеяться над ними. Таким поведением можно только еще больше зафиксировать его на этом страхе и вызвать чувство вины и стыда за собственные переживания, которыми он пока не в состоянии управлять. А это уже шаг к депрессии. Необходимо признать, что этот страх имеет право на существование. Важно, чтобы ребенок знал, что вы его хорошо понимаете и что, когда вы сами были ребенком, вы тоже боялись некоторых вещей. Это позволит ему не оставаться один на один со своим страхом, даст ему чувство безопасности и поддержки. Важно научиться обсуждать с ребенком его страхи, возможные способы поведения, которые могут позволить ему с ними справиться.

Если ваши усилия не дают результата, то необходимо пойти с ребенком на консультацию к психологу, который разберется в природе страха и поможет его преодолеть.

Отдых без стрессов

Ирина Т., продавец:

- У меня нет возможности отправить сына-третьеклассника на каникулы куда-нибудь за город. Все свободное время он проводит либо у телевизора, либо во дворах с друзьями. И то, и другое, как мне кажется, не полезно. Сколько времени можно разрешать ребенку смотреть телевизор и как оградить его от дурного влияния улицы?

- Ирина, ваше беспокойство понятно. Что делать третьекласснику в мегаполисе, когда родители заняты? С одной стороны, ребенок вместе с родителями (неизвестно, кто больше) целый год ждал, чтобы летом расслабиться и отдохнуть. С другой - пускать все свободное время на самотек тоже нельзя. За весь период обучения в школе дети проводят на каникулах в целом более трех лет. Жалко, если это время не идет на пользу их здоровью. На какое-то время, но не более полутора-двух часов в день, и то при том, что родители смогут как-то контролировать передачи, которые смотрит ребенок, телевизор может стать вполне полезен для третьеклассника.

«Пошататься» с друзьями часа два в день тоже неплохо: в общении и игре со сверстниками ребенок развивается. Банально звучит, но очень важно, чтобы родители знали тех, с кем общается их ребенок, контролировали, направляли его контакты, может быть, даже объединялись с другими родителями, чтобы дети могли провести время с пользой для всех. Девятилетки еще хотят проводить время со своими родителями. 1,5 - 2 часа в день в кругу семьи за интересным занятием (это может быть просто совместное чтение и обсуждение прочитанного) тоже пошли бы ребенку на пользу. Полезно помнить, что в способах проведения свободного времени, как и во многом другом, он подражает своим родителям. Ценности и нормы, которые формирует семья, должны стать для ребенка тем «щитом», который позволит ему защититься от «дурного влияния улицы», сделать правильный выбор в океане соблазнов мегаполиса. Нелишне узнать, какие условия для детского отдыха созданы в вашем микрорайоне: где проводятся интересные меро приятия, работают детские площадки и дворовые клубы? Информацию об этом можно найти в отделе дополнительного образования в окружном управлении образования или в муниципалитете. Все это поможет организовать летний отдых ребенка.

Право на учебу

Илья Сергеевич, пенсионер:

- Случилось так, что мой внук после тяжелой аварии оказался надолго прикован к постели. Я слышал, что для таких детей в Москве преду смотрено дистанционное обучение. Что это такое?

- Илья Сергеевич, в Москве при Департаменте образования создан Центр образования «Технологии обучения», где дети с ограниченными возможностями здоровья могут получить общее среднее образование в дистанционной форме с 1-го по 11-й класс. Это форма надомного обучения с помощью интернет-сети. Ученик осваивает всю школьную программу, сидя за компьютером. Дома у него устанавливается компьютер с веб-камерой. Подобный набор и у учителя. Так что во время урока ученик и учитель видят и слышат друг друга. Ребенок может задавать вопросы, на которые преподаватель тут же отвечает. Существуют также аудио- и видеочаты, где школьники с помощью веб-камер разговаривают друг с другом и своими учителями. Каждому ученику на время обучения предоставляется учебное оборудование (компьютер, сканер, принтер, веб-камера) и высокоскоростной доступ в Интернет. Создан специальный сайт (www.home-edu.ru), где собраны все материалы, накопленные за время работы центра: работы учеников, методические разработки педагогов, описание новых курсов. В Москве уже более тысячи детей получают образование в рамках программ дистанционного обучения. Обучение охватывает все школьные предметы. Кроме этого, можно получить дополнительное образование - в частности, музыкальное и художественное. Среди курсов дополнительного образования - компьютерная графика, цифровое видео, интернет-журналистика, робототехника, основы профессии юриста. Выпускники Центра образования «Технологии обучения» имеют возможность освоить профессии веб-дизайнера, бухгалтера, программиста и многие другие.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта