Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Игра в классики

Александр ЕГОРУНИН

К двадцать пятой книге, вышедшей в день 50-летия писателя, Борис Акунин, видимо, окончательно решил для себя, что есть литература. В наши дни это не осмысление, не поучение, а развлечение. Причем - по полной программе. Чтобы в произведении было все, чем отметилось время - повальные убийства, наркотики, проститутки, преступные депутаты, перемены полов, Рублевка (ну какой же уважающий себя современный автор может обойтись без нее?), кража ценностей прежних веков и прочая мелочь - загадочные болезни, люди-пауки, ползающие по многоэтажкам, эльфы, свихнутые охранники, прозорливые сыщики и прочее. К тому же интеллектуальный писатель, к коим причислен и Акунин, не может обойтись без классики, к которой у него «влечение, род недуга» (вспомним его «Чайку» и «Гамлета»). Не дают они - классики - ему покоя!

К тому же Акунин убежден, что без отчаянной его пропаганды классика захиреет, ее нужно впаривать нынешней молодежи, тем более что, как он заметил в одном из интервью: «Достоевский - это писатель, который вызывает у меня восхищение, удивление и одновременно желание поспорить. Моя главная цель - заинтересовать читателя и подтолкнуть его к прочтению классики». Итак, Достоевский. Борис Акунин назвал свой очередной роман

«Ф. М.» (издательство «ОЛМА-ПРЕСС»). Очередная игра в классики. Порою вымученная: все главы начинаются с букв «ф» и «м»: «Форс-мажор», «Фигли-мигли», «Фри-масон», «Фарширователь мозгов», «Фантомас и Мурзилка», «Фокусник-манипулятор». Забавно, но не более.

Сюжет: поиски первоначального варианта романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» - повести «Теорийка», которая в силу обстоятельств оказалась в руках разных людей, пытающихся на ней заработать неплохие деньги. Расследованием занимается Николас Фандорин, потомок Эраста Фандорина, одного из любимейших персонажей писателя и просветителя-детективиста по совместительству. По ходу выясняется, что небезызвестный Порфирий Петрович из романа Достоевского тоже из Фандориных (не лыком шиты!), правда, из захудалого славного рода. Все склеивается! Да и многие другие персонажи классика перенесены в современность: страдающий психическим расстройством литературовед Морозов - это Мармеладов, его дочь Саша - это Сонечка, а Рулет - не кто иной, как новоявленный Раскольников. Правда, Федор Михайлович по современным понятиям слабак - трупов-то у него маловато, поэтому не грех все это осовременить, добавить убийств, без которых нынешнему читателю скучно. Это и в части «исторической» (в как бы повести), и в современной. По версии Акунина получается, что Раскольников вообще ни при чем, а во всем виноват Свидригайлов, который много кого переубивал. Короче, страстей в той «повести» немало. Про стилизацию говорить как-то неприлично: в обеих частях порой не поймешь - изъясняются надворный советник или чиновник, филолог или бандит. Порой кажется, что похоже, но как оригинал и бледная копия.

Николас тоже не промах, он, конечно, комплексует из-за измены-неизмены своей жены, отношений с дочкой, да и работы в конторе «Страна советов», которую возглавляет он, магистр истории, и двери в которую открывает «охренительная телка» - «есть такие бабы заводные, которые от секса, когда их здорово забирает, губы себе кусают», впрочем, это просто поменявшая пол секретарша Фандорина. Она же в костюме черепашки-ниндзя не на жизнь, а на смерть бьется с научным тридцатилетним гением, выглядящим на десять лет, в костюме Пса-Демона. Ох и накручено!

Оказывается, все это чуть ли не культуртрегерская работа писателя-просветителя, жаждущего приобщить неотесанного читателя к классике.

А может, не стоит относиться ко всему этому столь серьезно, ведь игра! Чего автор и издательство не скрывают. Они даже предлагают разгадать некую стихотворную загадку. Награда - как бы старинный перстень, имеющий отношение к Порфирию Петровичу. Попытайтесь! Правда, мне вспоминаются слова моей бабушки, которая, случалось, утихомиривала: «Ты играй, да не заигрывайся». Впрочем, роман Бориса Акунина по-прежнему в первых строках книжных продаж. Игра в классики продолжается!

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта