Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Ромашки вдоль дороги

Транспорт завтрашнего дня: реальность и перспективы.

Виола Егикова

Представить себе, что резкий скрежет шин и оглушительный лязг металла при столкновении двух легковушек будут встречены громом аплодисментов, не могла бы и в страшном сне. А тут я сама хлопала в ладоши вместе со всеми, приветствуя аварию, которая к тому же была коварно подстроена. Более того, я ждала ее с нетерпением, потому что в нашем безопасном укрытии, откуда мы должны были увидеть, как там, внизу, мчатся навстречу друг другу авто, уже становилось душно: это место явно не было рассчитано на столь большое количество наблюдателей.

Звука приближающихся автомобилей все не было слышно, хотя вокруг все замерли в ожидании, а трассу давно перекрыли от случайного посещения. Что-то явно не ладилось. Но стоило мне подумать об этом, как в разных концах дороги показались стремительно сближающиеся авто. Шанса разойтись или затормозить у них уже не было, разве что одна машина слегка развернулась, и встречная пулей врезалась ей в бок, как раз туда, где сидел водитель. Все! Можно было больше не таиться, и вместе со всеми я поспешила вниз, осторожно обходя разлетевшиеся далеко вокруг осколки оконных стекол. Красавцы-автомобили представляли собой жалкое зрелище, но нас интересовали находившиеся внутри. Невероятно, но при таком чудовищном столкновении все остались живы и практически невредимы. Разве что легкая травма плеча у того, кому достался удар в бок. Но даже это плечо не могло быть на нашей совести: за рулем сидели не настоящие водители, а манекены…

Читатель, наверное, давно догадался, что подстроенная катастрофа – всего лишь эксперимент. Испытания, на которые нас пригласили, должны были показать возможности новой системы безопасности, разрабатываемой конструкторами машин, так что мы, поглазев, поохав и поахав, удалились, а они остались изучать показания датчиков и прочих регистрирующих устройств, коими в изобилии оснащен полигон. Увы, съемку нам категорически запретили, что можно понять: мы находились в святая святых знаменитой шведской компании Volvo – ее исследовательском центре, где создаются новинки, которым еще только предстоит покорять рынок. А попали мы туда, где гостей встречают нечасто, благодаря европейской научной конференции, посвященной дорожно-транспортной сфере. Такая конференция под эгидой Еврокомиссии собралась впервые, но отныне будет проводиться регулярно. Об этом еще скажу, а пока о том, почему для старта выбрали Гетеборг, где в течение нескольких июньских дней проходила конференция.

Во-первых, такой выбор - дань шведским автостроителям, пользующимся немалым авторитетом в мире. Во-вторых, это и признание заслуг страны, уделяющей большое внимание развитию науки и технологий: на эти цели Швеция выделяет 4% ВВП, тогда как Евросоюз еще только стремится к показателю 2,6% к 2010 году. В-третьих, сочли организаторы, Гетеборг идеально соответствует предложенной теме, поскольку активно строит дороги, использует самые разные виды транспорта – наземного, водного, воздушного. Вдобавок как раз в дни работы конференции пустили в строй современный, высокотехнологичный, прекрасно оборудованный автомобильный тоннель, который соединил берега реки Гете-Эль в районе гетеборгского порта.

Все так. Но, наверное, Швецию можно было бы выбрать уже за то, что у нее такой замечательный министр коммуникаций и региональной политики (по-нашему, транспорта): г-жа Ульрика Мессинг покорила всех не только тем, что и как говорила, но и внешностью. Она молода и очень красива. Светленькая, в голубом платьице – в тон широко распахнутым глазам, с ромашками в руках, она и сама была похожа на ромашку, а цветок этот стал главным символом конференции, которую открыли довольно необычно. Сначала – во весь экран – появились ромашки и маленькая девочка, идущая по полю босиком. Но вот ее обгоняет первый автомобиль, затем другой, а потом поля уже не видно, Землю покрывают сплошные дороги и сумасшедшие потоки машин. Когда экран погас, на сцену, вновь босиком, вышла та самая девочка, а потом откуда-то, из разных концов зала, выбежали дети с ромашками, которые мгновенно передали по рядам. И лишь после этого началась собственно деловая встреча. Дети и цветы задали ей нужную тональность, подчеркнув главную идею - сделать транспорт и дороги более надежными, более безопасными, более безвредными для окружающей среды.

Надежность, безопасность, экологичность – вот, собственно, магистральное направление исследований в сфере транспорта, которые, как сказал министр науки в Еврокомиссии Януш Поточник, определены в числе основных приоритетов ее 7-й рамочной программы, стартующей со следующего года. Этой программой на научные исследования в области транспорта выделяется 4,2 миллиарда евро. Они предназначены на широкий комплекс изысканий, включающих не только разработку принципиально новых конструкций, но и на поиски альтернативных энергетических ресурсов, на предложение надежных транспортных развязок, соответствующих информационных технологий, на создание новых материалов…

Часть таких проектов была представлена на конференции, но, пожалуй, более всего впечатлили разработки, с которыми можно было познакомиться в Научном парке Гетеборга (Lindholmen Science Park), где как раз ведутся исследования в области транспорта и информационных технологий. Создан парк всего несколько лет назад на базе Гетеборгского университета, но уже успел заявить о себе. Достаточно сказать, что там ежедневно проводят исследования более 15 тысяч человек. Тематика самая разная, но почти все работы так или иначе затрагивают вопросы безопасности движения. Подавляющее большинство катастроф, говорят ученые, – результат действий водителя, а потому надо помочь ему оперативно и точно принимать нужные решения. Это - задача «интеллектуального автомобиля».

Как вам, например, сенсорное устройство, которое сразу заметит усталость или сонливость водителя? В нужный момент аппарат подаст ему знак: пора сделать передышку, выпить чашечку кофе! А то и не даст тронуться с места, пока водитель не подышит в специальное устройство. Если он перед тем пропустил рюмку спиртного, бесполезно поворачивать ключ зажигания - машина не отреагирует. При необходимости можно ее запрограммировать на предельную скорость, в этом случае во время движения она никак не может быть превышена. Эти и другие устройства, которые довелось увидеть в Научном парке, пока проходят испытания, до выхода на рынок им еще далеко, хотя нечто подобное, но в другом исполнении, уже существует. Например, норвежские исследователи презентовали на конференции свою программу Vision Zero («Видимость ноль»). Она подразумевает не только разработку защитных устройств (того же «антиалкогольного замка», например), но и обучение водителей. В Лиллехаммере даже выделили показательную трассу, где норвежские водители – не только новички, но вполне опытные – проходят соответствующий тренинг. Такое «повышение квалификации» со временем пройдут все владельцы машин в Норвегии.

Тем не менее избежать столкновений не удается, только в Европе в автокатастрофах ежегодно погибает более 42000 человек, а сколько еще покалеченных, оставшихся нетрудоспособными! Вот почему участников конференции живо интересовали устройства, позволяющие защищать позвоночник, шейные позвонки, голову, руки-ноги водителей и пассажиров. В основе этих устройств – новые исследования в области медицины, биологии, биометрики, достижения микроэлекроники. Выступления на конференции порадовали заботой не только об автомобилистах, но и о пешеходах, жителях домов, выстроенных вблизи магистралей. Их комфорт должна обеспечить, например, программа Silence («Тишина»): она включает не только строительство защитных шумопоглощающих заграждений, но и разработку новых дорожных покрытий, новой автомобильной «обуви» и т. д.

Что мешает развитию этих исследований? Нехватка дорожных инженеров. С инженерами вообще беда, Европе их катастрофически не хватает, а молодежь не очень-то жалует технические специальности. Что-то тут явно упустили и европейские университеты, недаром не раз довелось услышать похвальное слово в адрес русской инженерной школы. Не скрою, это было приятно, тем более что дома такое услышишь нечасто, у нас стало хорошим тоном ругать отечественное образование. А в Европе, как выясняется, смотрят на него с уважением. Тем более важно, чтобы в следующей научной конференции, посвященной транспорту будущего, приняли бы участие и российские ученые, инженеры. Пройдет она в апреле 2008-го в Любляне, первая организационная встреча назначена на сентябрь этого года, а предложения об участии в научной конференции уже принимаются. Адрес в Интернете – www.TRA2008.si.

Виола ЕГИКОВА.

На снимках: шведский министр Ульрика Мессинг; новые разработки для безопасности движения.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта