Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

В разбитом зеркале

Александр Славуцкий

Книгу Михаила Шишкина «Урок каллиграфии», вышедшую в издательстве «Вагриус», новой можно назвать весьма условно. Поскольку все произведения, в нее вошедшие, уже публиковались в журнальных и книжных вариантах и посему неплохо известны критикам и читателям.

Добрых три четверти книги составляет написанный лет двенадцать назад роман «Записки Ларионова». Думаю, эта вещь может удивить читателей, знакомых с Шишкиным только по самым известным его романам, таким, как «Взятие Измаила» или «Венерин волос». Если структура последних вполне соответствует духу постмодернизма и представляет собой хаотичное нагромождение различных новелл, фрагментов, отрывков, относящихся к разным временам и реальностям, то «Записки» - это вполне традиционное по форме произведение. Написано по схеме: детство, юность, зрелость, старость. Герой книги - провинциальный помещик Ларионов - то день за днем, то год за годом описывает свою жизнь со всеми самыми неожиданными изгибами и поворотами, которые подбрасывает ему судьба. Жизненный путь Ларионова - это цепь злоключений настоящего неудачника, который сначала воодушевляется военной карьерой, гражданской службой, семейной жизнью, а потом поочередно во всех ипостасях своего бытия разочаровывается. Почти как в известных строках Ходасевича: «Разве тот, кто в полночные споры всю мальчишечью вкладывал прыть, - это я, тот же самый, который на трагические разговоры научился молчать и шутить?» Особенность романа - цитирование и обыгрывание Шишкиным различных сюжетов, заимствованных из русской классики.

Каких-то особых философских глубин и прозрений в этом произведении читатель не найдет. К тому же рефлексии шишкинского героя больше напоминают переживания нашего современника, нежели человека, жившего в XIX столетии, а это лишает роман гармоничности и ощущения достоверности. Но написан он хорошим и чистым языком, каллиграфическим почерком и является своеобразным уроком литературного чистописания. Так что название всей книги в определенном смысле можно отнести и к этому роману.

Рассказы выполнены в иной манере, куда более напоминающей взъерошенный постмодернизм, чем классическую литературу, дань которой Шишкин отдал в своей добротной стилизации «Записки Ларионова». В них один поток сознания накладывается на другой, время течет не линейно, как в Ларионове, а по воле автора, читатель перескакивает из настоящего в будущее, а потом оказывается где-то в прошлом. При чтении требуется сосредоточенность и усердие, иначе сразу же появляется ощущение полного непонимания текста. Наиболее интересным, хотя и очень непростым, мне показался рассказ «Слепой музыкант». Его структура - последовательность монологов, весьма условно связанных друг с другом. Это напоминает разбитое зеркало, в каждом осколке которого отражается лишь фрагмент картины. И читателю необходимо собрать воедино все эти осколочки, чтобы увидеть целостное полотно. И когда это удается, возникает ощущение какого-то нового, неожиданного взгляда на обычную, повседневную реальность. Как будто бы, погрузившись в нее, ты вдруг сумел открыть в привычном течении жизни какие-то новые, неожиданные для себя грани.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта