Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Любовно-Бермудский треугольник

Елена СЕРОВА

Признаться, я не могу причислить себя к людям, для которых «Пушкин – наше все». Наверное, еще не доросла до понимания масштабности его личности (серьезно!). Но, прочитав «гипотетическую реконструкцию» последнего года жизни поэта, а именно роман Елены ШАТОХИНОЙ «Счастье земное, кара небесная» с подзаголовком «Роковые тайны окружения Пушкина» (издательство «Вагриус»), я стала воспринимать поэта не как эпизод школьной и впоследствии университетской программы, а как светлого, глубокого и страдающего человека.

Произведение создано а-ля XIX век - в эпистолярном жанре. Но, как говорится, «по старинным рецептам да по современным технологиям». Подлинные письма Пушкина и его окружения соединены с письмами вымышленными, а также с «невероятными исповедальными признаниями» исторических персонажей того времени (тоже «додуманными» за них автором романа - на основе реальных событий). Все это переплетено весьма искусно и правдоподобно. В итоге получается - детектив и мелодрама «в одном флаконе».

«Напрасно завзятый пушкинист будет искать в этом романе упорное, до запятой, следование историческим документам, - пишет в предисловии к роману сама Елена Шатохина. - А простодушный читатель - легкомысленную беллетристику, далекую от действительности. Оба ошибутся! Роман-версия - как вещь: есть у него лицо, имеется изнанка». То есть реальные факты волей автора соединены в затейливый сюжет.

Конечно, детективной - в чистом виде - эта история быть не может, потому что каждый из нас со времен школы знает сюжет злополучного «любовного треугольника»: «заносчивый француз» Дантес убил на дуэли величайшего российского поэта Пушкина, а невольной причиной была красавица жена поэта - Натали. Но это - лишь схема, прочувствовать же ситуацию помогают подробности. Узнавая их, начинаешь воспринимать трагедию загнанного в угол Александра Сергеевича почти как личную. Запутанные финансовые проблемы, немилость царя, непонимание высшего света... А его смерть? Я и не знала (стыдно мне!), что он в предсмертных муках воскликнул: «Какая тоска!».

...Глупа или умна была мадам Пушкина? Свет отказывал ей в уме, потому что у нее не было «блестящего скорого разговора» (видимо, того, что сейчас называют - «стеб»?). Она была - скрытная молчальница, «московская барышня, не получившая хорошего воспитания», не привыкшая к роскоши. Но разве молчаливость - признак глупости? А умение обмениваться колкими ироническими фразочками - признак ума?

Напомню: Москву тогда величали «салопницей», считали чуть не провинцией; а блестящей столицей великой державы был Петербург. Пушкина же в свете за глаза называли «уродливым и нелюбезным», он был невысокого роста, да еще и на балах не танцевал. О нем шушукались в 1836 году, что «его поэтический гений выдохся, успех упал ниже некуда». Пушкин издавал журнал «Современник», но честная журналистика кормила плохо. А ему приходилось содержать не только свою большую семью (за пять лет брака Натали родила ему четверых детей), но и двух своячениц - сестер своей жены.

...Для меня, не пушкиниста, а рядового читателя пушкинских произведений, стали открытием (благодаря книге Елены Шатохиной) мистические «нумерологические совпадения» в судьбе Пушкина: все наиболее значимые события жизни поэта происходили в дни, даты которых в сумме составляют число 8 (17, 26...). Таинственные совпадения! Оказывается, 8 - это цифра-знак Высшей Справедливости! Каждому воздается по заслугам, и Возмездие неумолимо. Эта же цифра преследовала род Романовых. Подробнее об этом читайте в книге Шатохиной...

И Пушкин, по версии автора «Счастья земного...», - не просто талантливый, даже гениальный литератор, а Избранный, который, подобно Христу, умер для воскресения. Умер, как было предначертано. Умер сознательно... Его смерть была Жертвоприношением.

Что же касается «любовного треугольника»... Взаимоотношения Дантеса и Натали все же остались загадкой! «Исповедальных откровений» Дантеса в книге немало, и психологический портрет «заносчивого француза», бисексуала, любовника могущественного и богатого барона Геккерена, а главное, «портрет» страсти Дантеса к чужой жене становятся так понятны. Это была не любовь (по версии Шатохиной), а именно страсть, самолюбие, оскорбленное отказом. Отсюда - гадкая, некрасивая месть за отказ, поведение, недостойное мужчины. Но как же относилась к красавчику французу Натали? Есть версия, что она любила его платонически, признавшись ему в этом на балу во время танца: мол, вашим может быть только мое сердце, но «я другому отдана и буду век ему верна». В книге Шатохиной эта версия развенчана. Дантес, как она считает, нарочно, огласки ради упомянул в письме о чувствах к нему Натальи Пушкиной! А признания на самом деле и не было, это вымысел Дантеса.

Как же все это было на самом деле? Кто знает! Всем предоставлено в книге слово, кроме Натали: ее исповеди здесь нет, только деловые и сдержанные письма к брату, всегда - с заботой о муже. Но есть одна «зацепка»: когда Дантес посватался к сестре Натали, к Екатерине Гончаровой, то измученная всеми этими роковыми страстями женщина (Натали) спросила мужа - могут ли чувства молодого человека так быстро перемениться? Возможно, Натали, или Таша, как называли ее домашние, действительно была истерзана противоречивыми страстями: любовь к сестре, к мужу, но и - влечение к Дантесу, ревность? Мы не узнаем, и в романе-версии на этот счет определенного ответа нет! Наверное, это правильно. Увы, загадочный любовный треугольник так и остается «Бермудским».

Хороши в книге и главы о судьбах России, хотя и горько их читать. Ничего, ничего по сути не изменилось в нашей стране со времен Пушкина!

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта