Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Вольтер и кухонные страсти

Александр Славуцкий

Они везде, от них нет спасения, от них не укрыться и не убежать, хочешь или

нет, но они настигнут тебя. Их много, но они все на одно лицо, их тысячи, но один от другого отличить ты не сможешь... Нет, это не начало какого-нибудь рекламного слогана и не фрагмент из манускрипта о нашествии саранчи на Средневековую Европу. А пишу я о так называемых дамских романах, расплодившихся за последние годы в неимоверных количествах, но написанных словно под кальку. Примерно с одинаковыми героями, с одними и теми же чувствами и страстями и схожими поворотами сюжета. Есть, конечно, небольшое число действительно интересных книг, но они - малюсенький процент в громадном потоке литературного середнячка.

Книга писательницы Наталии Терентьевой «Знак неравенства» (издательство Центрполиграф) к числу редких исключений из общего правила, к сожалению, не принадлежит. В ней наличествуют все полагающиеся атрибуты дамского романа: любовь, ревность, измена, месть, разлука, тоска и, наконец, счастливая встреча. Но нет ничего, что бы выделяло ее из длинного ряда изданий-близнецов. В нескольких словах содержание романа таково. У Дениса - жена-миллионерша, очень им любимая приемная дочь, а еще любовница - молодая и трогательная девица, которая, забеременев, принимает решение во что бы то ни стало рожать. Дениса же перспектива стать отцом нисколько не прельщает, и он делает все возможное, чтобы этому помешать. И даже обращается в некое то ли детективное, то ли сыскное агентство и отстегивает приличную сумму криминального вида агентше Лоре. Вскоре Алена замечает, что за ней кто-то следит, по вечерам в ее квартире раздаются телефонные звонки с угрозами, а однажды к ней в квартиру заходит сама Лора. Алена исчезает, и Денис решает, что ее убили. Так и живет он с этим грехом на душе года четыре, пока однажды случайно не встречает Алену со своим сыном. От изумления его чуть не хватает кондрашка, и Денис оказывается в Склифе. Выздоровев, он с большим трудом разыскивает Алену, которая за эти годы из неумехи и замарашки выросла до эстрадной певицы, занимающей строчки в хит-парадах.

Честно говоря, читать эту книгу оказалось совсем не так просто. Но дело тут не в сложности текста, как в случае Фолкнера, Джойса и так далее, а в обыкновенной скуке. И чем дальше читаешь, тем скучнее становится. Роман будто бы про любовь, страдания, чувства, но ни того, ни другого, ни третьего в книге на самом деле нет. Все надумано, недостоверно, высосано из пальца. Какие-то картонные эмоции, деланные переживания, кухонные страсти. Персонажи, вроде бы отличающиеся друг от друга, говорят с одной и той же интонацией, словно существуют внутри лишь одной реплики, растянутой на весь (а он не такой уж и маленький) роман. Неудачна и композиция романа. Самая эмоционально напряженная, заключительная часть книги, в которой описывается встреча Дениса с Аленой и сыном, сжата и написана в непонятной спешке, тогда как подавляющее большинство других эпизодов явно растянуто. Такое впечатление, что книга написана то ли со скуки, то ли исключительно ради заработка, но никак не из потребности что-то сказать и донести до читателя. А это, наверное, одно из главных условий, возникновения любого художественного произведения.

Конечно, кто-то может возразить, что «Знак неравенства» является литературой для отдыха и не стоит подходить к книге с серьезными требованиями. Так-то оно, может быть, и так... Но что-то довольно часто во время ее чтения сами собой вспоминались слова остроумца Вольтера: «Отдых - приятная вещь, но его родная сестра - скука».

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта