Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Тоталитарная эпоха глазами женщины

Лев МОСКОВКИН

Тени Рифеншталь досталось, о чем свидетельствуют ее «Мемуары» (научно-издательский

центр «Ладомир»). Творцы прошлого стерли автора «Триумфа воли», и для изучения в школах остался один фашизм. Получилась масштабная глупость. Остановить проявления фашизма - если честно - не пытались, а его природа как одной из сильнейших форм умственной эпидемии оказалась под эмбарго. Потом что-то прорвало, к тому же интерес к Рифеншталь подогревался десятилетиями идеологического эмбарго.

Сюжетная канва взлета к славе и забвению немецкой Лени, словно параллель во времени с фабулой американизированного варианта того же самого в форме «Авиатора». Возможно, ханжеская консервативность американского общества спасла его от попыток внутреннего фашизма, коль скоро женщины с их талантом остались в США за пределами пропагандистской машины. Достаточно сравнить судьбы Марлен Дитрих и Лени Рифеншталь, чтобы потом долго спорить, кому история подыграла.

Дошедшая до нас жизненная канва Хелены Берты Амали Рифеншталь поначалу ничего сверхъестественного не обещала. Отец Альфред Рифеншталь владел крупной фирмой по продаже и монтажу отопительных и вентиляционных приборов. Мать Берта Шерлах сама мечтала стать актрисой, но, выйдя замуж в 22 года, перенесла свою мечту на дочь. Отец воспринимал сцену как искусство, но актриса и падшая женщина были для него тождественными понятиями.

Первое же выступление Лени стало успехом, и реакция отца была вполне прямолинейной. Он нанял адвокатов для развода с матерью. Обещания девочки больше никогда не выходить на сцену доверия не вызвали, но в итоге будущая суперзвезда гитлеровской пропагандистской машины вынужденно освоила еще одну необходимую профессию - художника, коль до поры пришлось слушаться правильного папу-бизнесмена.

Рифеншталь вошла в германские фильмы в середине двадцатых годов в роли привлекательной блондинки. Лени освоила основы техники кино и в 1931 году сняла свой первый фильм «Голубой свет», который сама продюсировала и смонтировала, написав сценарий совместно с Белой Балаж. Она же снялась в главной роли. Выпустила его через собственную производственную компанию «Leni Riefenstahl Studio-Film».

Когда к власти пришли нацисты, Лени Рифеншталь сдружилась с Гитлером и снимала партийную конференцию в Нюрнберге в 1934 году. В итоге для создания выдающегося документально-пропагандистского фильма «Триумф воли» было выделено 30 кинокамер и 120 ассистентов.

Еще более внушительное кинополотно «Олимпия» идеализировало человеческое тело и примат физической силы. Посредством таланта Лени Рифеншталь Гитлер масштабно воплотил свои идеи: 45 кинокамер во всевозможных положениях - в воздухе, на земле и под землей, на воде и под водой. Двести часов съемки Лени смонтировала в четыре часа самых ярких кадров, когда-либо показанных с экрана. Нас учат монтажу на примерах кинополотна «Броненосец «Потемкин» с детской коляской на известной в Одессе лестнице, мы упиваемся идеями теоретика документалистики Дзиги Вертова, но стоит бросить взгляд на фоторяд книги воспоминаний Рифеншталь - все дело в ракурсе.

Осознать историю, кажется, можно. Переснять нельзя, особенно если пленку испортили проявкой, перепутав технологический процесс, или заставили уничтожить по закону, потому что в прошлом все делалось на нитроцеллюлозе как самом прозрачном и одновременно самом гибком материале в то время.

«Олимпия» выиграла Кубок Муссолини - высший приз на МКФ в Венеции 1938 года.

На следующий год Лени Рифеншталь в роли фотожурналистки снимала вторжение Германии в Польшу, а в 1940-м начала снимать фильм «Тифлянд» (Tiefland), немузыкальную киноверсию оперы Эжена д’Альбера. Для одного из эпизодов фильма использовались заключенные цыгане из концлагеря. Фильм завершился в 1944 году, вслед за ним завершается эпоха претензий фашизма на мировое господство, на волне которой Рифеншталь была главным действующим лицом после Гитлера. Сталину пришла в голову долгоиграющая идея Нюрнбергского процесса, а американцам и французам на время досталось тело Лени Рифеншталь, и ее посадили за активное участие в нацистской пропаганде. Ее дома в трех городах были опечатаны, киноаппаратура конфискована. Ей не верили, когда она говорила, что не была любовницей Гитлера. Тогда казалось, это важно. В 1952 году суд снял с нее обвинения в сотрудничестве с нацистами и присутствии при массовых казнях гражданских лиц в Польше в 1939 году. В 1954 году она закончила «Тифлянд», но пытаться продолжать ту же карьеру в изменившемся мире было бы диковато. Лени пострадала в автокатастрофе в Африке, работала фотографом для различных журналов и газет. Опубликовала несколько книг.

История этой женщины достойна изучения. И кроме того, она просто интересна.

Лени Рифеншталь умерла в 102 года, она пережила взлет и то, что следует за ним, прошлый Холокост и затянувшееся перемирие, успела вступить в начало второго всесожжения. То, что она написала о себе, - это всего лишь история девочки, у которой была мечта танцевать, и в жажде сцены наступило воплощение. В чем Лени уж точно невиновна. Не приходит же в голову винить отслуживших войну в вермахте евреев за то, что миллионы соплеменников пошли в печи и во рвы. Известно же - двигайся в общем потоке или поведут насильно в другую сторону.

Рифеншталь создавала эстетику общего потока. Тут возникает интересная мысль: а вдруг Лени Рифеншталь, оседлав волну и возвысив ее, невольно ускорила наше прозрение? Тогда сейчас стоило бы срочно поискать что-то подобное.

Рифеншталь одна, как и любая женщина.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта